Как считают рейтинг телепередачи? Можно ли точно узнать, сколько человек сейчас смотрит данную передачу? Как определяют рейтинг телепередач? ТВ-аудитория. Телевизионная программа Сколько человек смотрит тнт сейчас

BSoD

Ниже представлены общие данные, характеризующие рейтинги телеканалов, но при медиапланировании рекламы на телевидении , только их наличия не достаточно. Производится полный анализ рекламируемого бренда, целевой аудитории, бюджета, только после этого происходит выборка телевизионных каналов и составление медиа-плана размещения. Рейтинги телевизионных каналов меняются каждую неделю, как в Москве, так и по всей России. Чтобы узнать последние рейтинги интересующих Вас программ на ТВ, сделайте, пожалуйста, нам запрос с сайта. Оперативный ответ гарантируем.

Среднесуточные доли телеканалов в Москве, в %

Источник: Mediascope, TV Index - Москва, 2018

Среднесуточные доли телеканалов в России, в %

Доля по Москве рассчитана по каналам: Первый канал, Россия 1, НТВ, СТС, ТНТ, Россия 24, ТВЦ, РЕН, ТВ3, Домашний, Перец (Че), 2х2, Звезда, Пятый канал, Канал Disney, Пятница, Москва 24, Ю.

Доля телепрограммы - среднее количество человек, смотревших теле программу, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую другую программу) в данный момент времени.

Среднесуточная доля телеканала - среднее количество человек, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой другой телеканал в течение суток).

Охват ТВ каналов в месяц, Россия

Источник: Mediascope, TV Index - Россия, 2018.

Профиль аудитории и среднесуточная доля ТВ каналов

Источник: Mediascope, TV Index - Россия, 2018

Доли аудитории каналов. Россия 18+

Графики показывают неизменный интерес зрителей к телеканалу Россия 1. По ним видно, что по аудитории Все18+ канал Россия 1 является абсолютным лидером всего прошлого сезона (красный столбец), а также лидером последних двух недель (синий столбец и серо-голубой).

Доли аудитории каналов. Россия 14-59.

По аудитории Все 14-59 показатели канала Россия1 за указанный перниод выше, в сравнении с СТС и ТНТ. При этом по итогам прошлого сезона разница в доли у Первого и России1 была очень не значительная. Доля Первого по такой аудитории - 9,3%, а у России1 - 8,8%.

Аудитория тематических телеканалов в России, тыс.чел.

Понятие аудитории, при всей его обыденной простоте и ясности, может быть наполнено различным содержанием в зависимости от теоретической концепции. В разные периоды изучения массовой коммуникации и аудитории исследователи вкладывали различный смысл в это понятие.

Если аудитория как совокупность людей, воспринимающих совместно некоторое сообщение или зрелище, существует давно, то массовая аудитория - явление сравнительно недавнее. Массовую аудиторию характеризует гетерогенность, рассредоточенность и значительный размер, а также опосредованный и более индивидуализированный характер восприятия сообщений.

В рекламной коммуникации следует различать всех потребителей рекламы от целевой аудитории рекламной кампании. Потребителем рекламной продукции может стать любой человек, заметивший или услышавший сообщение. Целевая аудитория представляет собой совокупность потенциальных покупателей рекламируемой продукции. Причем целевая аудитория - это именно те люди, которые с наибольшей вероятностью приобретут рекламируемую продукцию. Качественное определение целевой аудитории позволит выбрать именно те виды рекламных коммуникаций, которые смогут с наибольшей отдачей воздействовать на непосредственных потребителей рекламируемой продукции [ Крыловский, К. Целевая аудитория и потебители рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.photoads.ru/advertising/psychology_04.php]

Телеаудитория - это не просто механическое множество индивидов, выделенное по некоторому формальному набору признаков. Телеаудитория - это некая макроцелостность. Всякий раз есть нечто, объединяющее телезрителей,например, образ жизни, общность языка, культуры, ценностные ориентации, профессиональные интересы, социальные проблемы и другое [Сущность и роль ТВ в современном информационном обществе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://theoldtree.ru/zhurnalistika_izdatelskoe_delo_i_smi/sushhnost_i_rol_televideniya_v.php].

После того как проведена сегментация рынка, можно заняться и портретом целевой аудитории (портрет потребителя), выделив устойчивые характеристики.

Профиль целевой аудитории - это совокупность характеристик, сгруппированных по четырем направлениям: георгафические характеристики, социально-демографические, психографические и поведенческие.

Географические характеристики: регион проживания, город, район, плотность населения, климат и другое.

Социально-демографические характеристики: пол, возраст, уровень дохода, образование, социальный статус, размер семьи, количество детей и их возраст и так далее.

Психографические характеристики: стиль жизни, особенности личности, черты характера, жизненная позиция, доминирующие мотивы поведения, образ жизни, система ценностей.

Поведенческие характеристики: поводы и мотивы для совершения покупки; искомые выгоды; статус пользователя (непользователи, бывшие пользователи, потенциальные, новые или регулярные пользователи); степень лояльности к товару и готовности к покупке (осведомленность, знание, предрасположенность, предпочтение, убежденность и совершение покупки); приверженность к определенным маркам (новая категория пользователей, приверженцы торговой марки, приверженцы других торговых марок, меняющие торговую марку); частота пользования конкретным товаром (низкая, средняя или высокая активность использования товара); установки по отношению к товару (восторженная, благожелательная, безразличная, отрицательная или враждебная). (http://www.eso-online.ru/12_shagov_razrabotki_reklamnoj_kampanii/3_shag_celevaya_auditoriya_reklamy/)

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации. Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник. В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ) [Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.-274 с.].

Объем телеаудитории - это измеряемая величина, которая получается в результате специальных исследований, в ходе которых используются различные технологии сбора информации, различные социологические методики и статистические процедуры. Изменения общего объема аудитории, но менее существенные, могут быть вызваны также отдельными изменениями внутри существующей системы измерений (например, расширение изучаемой совокупности, изменения условий ротации респондентов в панель, измеряемого интервала и пр.).

В среднем в течение всего дня телевизор смотрит 17% населения России - это усредненный показатель аудитории минуты эфира. Но эта аудитория неравномерно распределяется по дню. В прайм-тайм этот показатель в среднем составляет 34%, днем он значительно ниже среднего.

Одним из способов изучения неоднородной, сильно дифференцированной аудитории является типологизация, т.е. выделение типов (совокупностей общих характерных признаков) и разбиение аудитории на группы в соответствии с выделенными типами. Тем самым многообразие сводится к небольшому, легко обозримому числу типов. Внутри получающихся групп зрители различаются по выбранным признакам слабее, чем различаются между собой группы.

В основу типологии могут быть положены различные основания в зависимости от того, с какой стороны исследователь желает изучать аудиторию. Можно, к примеру, изучать покупательское поведение телевизионной аудитории и строить типологию по мотивам и привычкам, лежащим в основе поведения зрителя как покупателя, в их связи с телевизионными предпочтениями, с тем, чтобы улучшить качество размещения рекламных роликов. Или можно исследовать другой аспект: какими особенностями обладает поведение зрителя у телеэкрана (смотрит ли он телевизор внимательно или параллельно с другими делами, постоянно переключается или смотрит выбранный канал неотрывно) и как эти особенности связаны с демографическими характеристиками (Попытка построения такой типологии была предпринята в статье автора «Привычки телесмотрения, или Как мы смотрим телевизор» // Телефорум. Апрель. 2002. №8. С. 58-61) ».[ Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным предпочтениям как способ изучения телеаудитории // Науч. труды МосГУ. Выпуск 60. М., 2005.]

Наиболее распространенными методиками телеизмерений на сегодняшний день являются следующие: телефонные опросы, дневники, программный аудиметр, интегральный аудиметр, кластеры.

Телефонные опросы - самый архаичный, но в то же время и самый подходящий в некоторых случаях метод телеизмерений. Проводится как обычный телефонный опрос, при котором респондентам предлагается ответить на ряд вопросов о своих телепредпочтениях, отношении к разным телепрограммам и так далее. Результаты подобных опросов, как правило, не дают статистически достоверных ответов на большинство поставленных вопросов в силу естественного несовершенства методики, однако для регионов и местностей с преобладающим сельским населением и небольших городов, где иные виды опроса экономически не оправданы, телефон остается единственным источником информации о зрительском восприятии различных каналов и программ.

Дневники - данный метод основан на согласии членов выборки вести подробный дневник своих контактов с телевизором: отмечать время включения и выключения, просмотренные телепрограммы и телеканалы, на которых они транслировались, а также «время пребывания» на каждом канале. В идеале совокупный дневник просмотров может дать достаточно точные результаты, однако, как показывает практика, только небольшая часть респондентов ведет дневник честно: большинство предпочитает вносить в него абстрактные данные, отражающие реальное положение дел лишь отчасти.

Программный аудиметр - представляет собой электронный прибор с внутренним запоминающим устройством, который монтируется на телевизор респондента и фиксирует все манипуляции, которые респондент совершает с телевизионным пультом: время включения и выключения телевизора, моменты переключения телеканалов и так далее. Данный метод обеспечивает максимально объективную оценку телеаудитории, однако обладает рядом существенных недостатков: результат исследований сильно зависит от качества выборки, возможность проведения крупномасштабных исследований ограничена (в силу чисто экономических причин - количество используемых аудиметров не может быть очень большим, иначе исследования становятся слишком дорогими и нерентабельными). Кроме того, аудиметр регистрирует лишь «программную» информацию, ничего не сообщая о характере аудитории, в то время как рекламодателям важно знать, кто из членов семьи смотрел ту или иную программу и обеспечил ей высокий рейтинг.

Решить проблему, описанную выше, можно с помощью усовершенствованного аудиметра интегрального, который, помимо «программной», обеспечивает сбор информации и на уровне аудитории: управление телевизором осуществляется с помощью специального пульта с особыми кнопками для каждого члена семьи, которые необходимо нажать всякий раз, когда требуется включить (выключить) телевизор или переключить канал. Данный метод обеспечивает получение телеизмерителями значительно большего объема полезной информации, однако его широкое применение также ограничено соображениями рентабельности и честности нажимающих кнопки.

Для получения более детальной статистически достоверной информации о структуре телеаудитории применяется метод геодемографических групп (кластеров). Каждый кластер - это определенный тип неформального сообщества людей, проживающих на одной территории. После выявления всех кластеров (их количество может доходить до 50) исследователи проводят тотальный опрос в данном районе с применением различных методов, адекватных типу кластера и количеству людей, входящих в него. Кластеры формируются по демографическому и социально-экономическому принципу[Телевизионная реклама[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adindustry.ru/television-advertising].

Телесмотрение того или иного канала может характеризоваться несколькими параметрами: общее телесмотрение населением; телесмотрение определенной группой населения; среднее ежемесячное телесмотрение; среднее ежедневное телесмотрение; телесмотрение конкретного канала; телесмотрение конкретной передачи; телесмотрение определенного промежутка времени; динамика временных изменений в аудитории; и так далее.

В качестве базового понятия при оценке телевизионной аудитории используется телевизионный рейтинг (TVR, basic rating) - выраженный в процентах размер аудитории передачи в определенный период времени.

Очень важным понятием является общая аудитория телевидения (Total TVR) - выраженное в процентах отношение телевизионной аудитории оцениваемого временного интервала к общей численности генеральной совокупности. Ею называют группу населения, из которой производится выборка респондентов для исследования. Это может быть и население всей страны в целом или отдельного региона, а также и часть населения, обладающая определенными социально-демографическими параметрами.

Телевизионный рейтинг меняется в зависимости от времени суток, погодных условий и так далее. Так как это усредненный показатель, то он меняется в течение всего дня - падает днем и растет к прайм-тайму. Чем больше Total TVR, тем большую аудиторию может охватить телевидение.

При оценке телесмотрения также используется такой показатель, как HUT (Households/Homes Using Television), что означает количество домовладений, использующих ТВ дома на определенный момент времени. Показатель HUT не включает людей, смотрящих телевизор вне дома: в барах, магазинах, аэропортах, гостиницах.

Еще одна важная характеристика телевизионной аудитории (так же, как и аудитории прессы) - это доля (Share of audience rating). Так называют количество зрителей определенной программы или временного отрезка телевещания, выраженное в процентах от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор.

Глядя на эти показатели для конкретной передачи, легко оценить общую аудиторию телевидения в это время, просто разделив рейтинг на долю:

Total TVR = TVR / Share х 100%.

При оценке телеаудитории аудитории оценивается ее движение (audience flow) или, другими словами, уровень удержания аудитории в рамках одной передачи в рамках определенного периода времени.

Также употребляется термин лояльность к каналу (channel loyalty), обозначающий уровень возвращения аудитории к одному и тому же каналу в разные дни недели.

При определении количества людей, которые смотрят следующую передачу на том же канале, что и предыдущую, используется термин program audience duplication.

При определении количества людей, меняющих один канал на другой, используется термин channel audience duplication.

Показатель квалифицированного охвата (qualitative reach) отражает устойчивость просмотра данного канала. Он рассчитывается при фиксации просмотра канала в течение определенного промежутка времени без переключения на другие каналы. Этот показатель также указывает на лояльность аудитории каналу [Назайкин Медиапланировнаие ]

На сайте агентства Mediascope регулярно появляются свежие данные о числе просмотров того или иного телеканала. Информация собирается не путем опросов, а при помощи особых приборов, которые встраиваются в телевизоры с согласия граждан. На настоящий момент в формировании рейтинга телеканалов России участвует более 13 тысяч человек, или более 5 тысяч семей.

И если вы занимаетесь рекламой на телевидении или просто интересуетесь, на каких телеканалах чаще всего идут интересные передачи, то обратите внимание на наш рейтинг, в котором представлены 10 самых популярных телеканалов России на 2019 год.

Mediascope TV Index

Регион исследования: Россия. Население городов с численностью жителей от 100 000 человек в возрасте от 4 лет и старше. Среднесуточная аудитория.
Период: 07.01.2019-13.01.2019
Канал Доля 4+, % Доля 4-17, % Доля 18-54, % Доля 55+, %
1 ИЗМЕРЯЕМОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ТВ 14.7 15.8 17.6 11.6
2 РОССИЯ 1 11.6 3.3 7.2 17.4
3 ПЕРВЫЙ КАНАЛ 10.7 4.4 8.3 14.1
4 7.8 2.3 5.5 11.0
5 5.8 2.9 6.6 5.3
6 ПЯТЫЙ КАНАЛ 5.5 1.9 4.6 7.0
7 5.5 8.9 8.5 1.8
8 4.9 5.3 7.8 1.8
9 ДОМАШНИЙ 3.5 1.5 3.0 4.2
10 ТВ ЦЕНТР 3.2 0.6 1.9 4.8
11 КАРУСЕЛЬ 2.9 19.1 2.5 0.7
12 ТВ-3 2.8 2.6 3.5 2.0
13 ЗВЕЗДА 2.7 0.8 2.0 3.8
14 РОССИЯ 24 2.4 0.9 1.8 3.2
15 ПЯТНИЦА 2.3 3.6 3.5 0.9
16 МАТЧ ТВ 1.9 0.8 1.9 2.0
17 ДОМ КИНО 1.6 1.1 2.2 1.1
18 КАНАЛ DISNEY 1.3 9.7 1.1 0.3
19 РОССИЯ К 1.3 0.4 0.7 2.1
20 МИР 1.3 0.5 1.4 1.4
21 ЧЕ 1.2 0.8 1.5 0.9
22 МУЛЬТ 1.2 8.0 1.1 0.2
23 Ю 0.8 0.9 1.2 0.4
24 МУЗ ТВ 0.7 1.0 1.1 0.3
25 0.7 0.6 1.1 0.3
26 СУПЕР 0.6 0.9 0.9 0.3
27 СПАС 0.5 0.1 0.3 0.8
28 СТС LOVE 0.5 0.7 0.7 0.2
29 2X2 0.4 1.2 0.5 0.0
30 DISCOVERY CHANNEL 0.2 0.1 0.3 0.2
31 RU.TV 0.2 0.3 0.3 0.1
32 ЕВРОНОВОСТИ 0.1 0.0 0.1 0.1

Открывает рейтинг самых популярных телеканалов в России ТВ Центр, прошедший за 20 лет путь от локального московского канала до «первого мультиплекса», или «трех О» — общероссийского, общедоступного и общеобязательного. На канале по-прежнему много новостей из жизни российской столицы, однако благодаря эфирным окнам местные события тоже присутствуют.

Целевая аудитория канала – женщины от 25 лет. И формат вещания соответствующий – смесь из программ о приготовлении пищи, семейных отношениях, немного ремонта, немного путешествий и много симпатичных животных.

Особое место на канале занимают одни из , полюбившиеся российским зрителям еще со времен «Рабыни Изауры». Собственная творческая кухня «Домашнего» выпускает их в большом количестве, как горячие пирожки, но не брезгует и иностранными добавками.

Недавно бывший владелец «СТС Медиа», Иван Таврин, продал 75% акций компании (помимо «Домашнего» туда входит и седьмое место рейтинга, СТС). Новым владельцем холдинга стала АО «Медиа Инвестиции». Пока неизвестно, как отразится это на формате вещания «Домашнего».

Если «Домашний» ориентируется на женщин старше 25 лет, то ТНТ – это канал студентов и «молодых специалистов». Возраст большей части аудитории канала находится в диапазоне от 18 до 35 лет.

Главное направление канала – сугубо развлекательное. Львиную долю сетки вещания заполняют собой телевизионные шоу (например, знаменитый Comedy Club), а также комедийные сериалы. Некоторые из них для российского телевиденья сыграли роль предтеч, породив новые направления в искусстве рассмешить зрителя. Еще ТНТ – лидер по числу просмотров в Рунете. Интернет-зрители составляют почти 2,5% от общего числа.

Этот телеканал более всего интересен подросткам, поскольку его зрительская аудитория — это, в основном, люди в возрасте от 12 до 17. Недавно СТС запустили оригинальную новинку – шоу «Успех». Это русский вариант The Final Four, в котором музыкальное соревнование непрофессиональных исполнителей сочетается с реалити-шоу и игрой на выживание. Возможно, это позволит каналу компенсировать потерю продюсерской группы Yellow, Black & White, которая создала такие хиты, как «Кухня» и «Элеон».

Это популярный санкт-петербургский телеканал, который за время своего существования несколько раз разительно менял концепцию и кардинально пересматривал эфирную сетку. На настоящий момент на «Пятом» решили почти полностью отказаться от социально-политического аспекта. И существенно «порезали» количество развлекательных программ.

Теперь «Пятый» — сериальный канал, причем транслирует он сериалы собственного производства. Сериалы оказались настолько популярны, что в середине прошлого года «Пятый канал» запустил международное вещание.

Принадлежит «Национальной Медиа Группе», куда также входят каналы «Пятый» и «Первый». Шутки про то, что директором этого телеканала является инопланетянин, базируются на специфике предлагаемых зрителям программ.

РЕН ТВ специализируется в основном на шокирующих тайнах, мистических силах и зловещих заговорах, а также на скандалах, интригах и расследованиях. Мистика и тайны у зрителей в почете, и РЕН ТВ занимает пятое место в рейтинге лучших телеканалов России 2019 года.

Однако у этой медали есть и обратная сторона. Благодаря своему нестандартному наполнению РЕН ТВ даже удостоился «Антипремии» от Министерства образования за распространение антинаучной и ложной информации.

Любит российский народ сериалы. Для НТВ лучшим сериалом за прошлый год стал «Динозавр», комедия из жизни криминальных элементов, грубых снаружи, но добрых (где-то глубоко) внутри. За ним по числу просмотров следует бессменный Гоша Куценко в сериале «Скорая помощь», а замыкает золотую тройку провинциальный детектив «Балабол».

В целом, НТВ, как и другие самые крупные телеканалы, продолжает терять зрителей. Если до 2010 года львиная доля просмотров была у большой тройки – НТВ, «Первого канала» и «России 1», то в последующее время просмотры уменьшились почти на треть. И в настоящее время эти три популярных телевизионных канала РФ держатся на вершине большей частью за счет зрелой аудитории (старше 40 лет).

Если второе место рейтинга популярности ТВ каналов, «Россия 1», лидирует по просмотру сериалов и кино, то «Первый канал» удерживает пальму первенства по развлекательным передачам. Народ продолжает любить Максима Галкина, который на «Первом» ведет сразу три шоу:

  1. «Старше всех!»;
  2. «Лучше всех!»;
  3. «Звезды под гипнозом».

И у всех трех самая высокая доля просмотра не только на «Первом», но и на телевизионных каналах вообще.

Аудитория у «Первого канала» консервативная, на это жалуются сами телевизионщики, утверждая, что именно зрители виноваты в обилии «Голубых огоньков» со звездами. Однако «Первый» не боится предлагать своим «консерваторам» и новые шоу, такие как русскую адаптацию японского Sasuke, оно же в американской версии Ninja Warrior. В России это спортивное шоу идет под названием «Русский ниндзя». Испытания в нем настолько сложны, что до сих пор ни один участник не дошел до финиша.

Еще «Первый канал» активно осваивает онлайн-пространство, что добавило ему 1,7% аудитории по данным Big TV. Возможно, таким образом «Первый» пытается укрепить свои пошатнувшиеся позиции. В конце 2018 года стало известно, что положение у него не блестящее. Канал даже пытается выбить из бюджета регулярные дотации, чтобы поддержать корабль на плаву.

2. Россия 1

Наследница центрального телевиденья СССР до сих пор занимает лидирующие позиции по числу просмотров. Самой большой популярностью у российской аудитории пользуются сериалы, особенно российские, и тут «Россия 1» является достойным конкурентом и «Домашнему» и НТВ. В число самых популярных у телезрителей сериалов, идущих по «России 1» входят «наш ответ доктору Хаусу» — «Склифософский» и «Березка» — драма о трудовых буднях танцевального коллектива.

Хотя кино смотрят меньше, чем сериалы, «России 1» и тут удалось выйти в дамки благодаря показу «Последнего богатыря». Это хорошо иллюстрирует предпочтения «возрастной» аудитории, которая смотрит «Россию 1». Более всего этот канал популярен у людей старше 55 лет.

Под этим непривычным для непосвященного названием скрывается своего рода конгломерат телеканалов. Эксперты Mediascope называют «Измеряемым тематическим ТВ» каналы, вещание которых подчинено какой-то единой цели. Яркий пример – канал Discovery, на котором можно посмотреть научно-популярные передачи о мире живой природы, человеческой истории или развитии технологий.

  • По количеству просмотров в этом сегменте лидируют каналы, которые показывают кино и сериалы (например, «Дом кино», хоррор-канал «Настоящее страшное кино», остросюжетный «Русский детектив»).
  • На втором месте идут познавательные телеканалы («Живая планета», Viasat History и др.).
  • На третьем месте находятся детские каналы, популярные как у самих детей, так и у их родителей. Ведь только усадив чадо смотреть мультики, родители получают долгожданные минуты покоя. Среди наиболее популярных детских телеканалов России можно отметить «Мульт» и Cartoon Network.

В целом в сегменте «измеряемого тематического ТВ» каждый найдет себе канал по душе – от социально-политических каналов до спорта, религии, культуры и даже эротики.

Представители «Первого канала» и ВГТРК не ответили на запросы. Ранее в дирекции общественных связей «Первого» заявляли, что преимущество «другому каналу» дает ночное телесмотрение, репрезентативность и чистоту которого канал обсуждает с измерителем. Зато «Первый», уверял его представитель, создает «самые яркие и значимые эфирные события».

«Пятый» уже четвертый

Третье место среди всех федеральных вещателей по популярности у всех зрителей старше четырех лет по итогам прошлого года занимает принадлежащий холдингу «Газпром-Медиа» НТВ. Его среднесуточная доля этой аудитории в прошлом году приблизилась к 9,4%, увеличившись на 0,06 п.п., следует из данных Mediascope. Гендиректор НТВ Алексей Земский отметил, что 2017 год стал для канала «революционным»: в частности, по словам Земского, НТВ удалось омолодить свою аудиторию.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Четвертым по популярности вещателем стал входящий в Национальную медиа группу «Пятый канал», опередивший в 2017 году ТНТ («Газпром-Медиа»). У «Пятого» среднесуточная доля аудитории среди всех зрителей старше четырех лет выросла за год на 0,29 п.п., до 6%, у ТНТ, наоборот, снизилась на 0,78 п.п., чуть больше чем до 5,2%.

Представитель «Пятого» объяснил возросшую популярность канала изменением эфирной сетки, запуском сериала собственного производства «Свои» (стартовал в конце ноября), а также «ребрендингом новостного блока». В прошлом году Национальная медиа группа объединила новостные службы принадлежащих ей РЕН ТВ, «Пятого канала» и газеты «Известия» на базе мультимедийного информационного центра «Известия».

Пресс-служба ТНТ не предоставила свой комментарий.

Целевые показатели

Данные в самой общей аудитории — все зрители старше четырех лет — позволяют сравнивать между собой вещателей, поскольку каждый из них работает на свою целевую аудиторию. Среди этих зрителей пять самых популярных вещателей в 2017 году продемонстрировали динамику, аналогичную общей для всех аудитории, свидетельствуют измерения Mediascope.

«Россия 1» до 2018 года ориентировалась на зрителей старше 25 лет. И в этой целевой аудитории ее среднесуточная доля также выросла: почти с 14% в 2016-м до 14,3% в 2017-м. С января этого года целевой аудиторией «России 1» стали уже зрители старше 18 лет. В этой целевой аудитории много лет работает НТВ. Его среднесуточная доля среди зрителей в данной возрастной группе в 2017 году также незначительно выросла — на 0,05 п.п., до 9,9%.

«Первый канал» свои программы адресует зрителям 14-59 лет, и в этой целевой аудитории вещатель также зафиксировал снижение среднесуточной доли: 10,8% в 2017-м против 11,8% в 2016-м.

С падением среднесуточной доли своей целевой аудитории — зрители 14-44 лет — столкнулся и ТНТ. Если по итогам 2016 года это были 11,4%, то по итогам 2017-го — только 10,6%. «Пятый канал», работающий для зрителей 25-59 лет, наоборот, увеличил в прошлом году среднесуточную долю своей целевой аудитории на 0,27 п.п., до 6,2%.

Рост или снижение зрителей влияет на финансовые показатели каналов, поскольку реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, отражающим число зрителей, увидевших стандартный 30-секундный рекламный ролик.

За весь 2017 год данных о продаже рекламы в натуральном выражении пока еще нет. Но из подсчетов группы Publicis Media Russia на основе телеизмерений Mediascope следует, что в январе—ноябре прошлого года «Россия 1» предоставила рекламодателям в федеральном эфире (когда один и тот же ролик показывается во всех городах вещания) 192,7 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории, что на 1% меньше, чем годом ранее. У «Первого канала» этот показатель снизился на 12%, до 135,4 тыс. пунктов рейтинга, у НТВ — на 4%, до 176,6 тыс. пунктов рейтинга, у ТНТ — на 11%, до 120,3 тыс. пунктов. Из самых популярных федеральных вещателей положительная динамика была зафиксирована лишь на «Пятом канале» — он предложил рекламодателям в январе—ноябре 2017 года 94,1 тыс. пунктов рейтинга, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2016-го.

Компенсировать падение рекламных продаж в натуральном выражении вещатели могут повышением расценок. Составить представление о доходах телеканалов можно будет лишь через несколько месяцев, когда в открытых источниках появится отчетность головных компаний телекомпаний по РСБУ.

Нишевые тематические телеканалы в совокупности обгоняют по охвату крупнейшие из эфирных, следует из первого отчета измерителя Mediascope перед Роскомнадзором. Число зрителей таких каналов по итогам трех кварталов 2017 года достигло 59,8 млн в месяц, что на 400 тыс. больше, чем у «Первого канала». По длительности просмотра лидерство сохраняет «Россия 1».


Тематические каналы по итогам трех кварталов 2017 года в совокупности стали лидерами по ежемесячному охвату среди зрителей старше четырех лет, следует из отчета Mediascope для Роскомнадзора. Mediascope в конце 2016 года была аккредитована ведомством на три года в качестве официального измерителя телеаудитории и по условиям конкурса должна представлять Роскомнадзору ежегодный отчет о проведенных исследованиях. Это первый такой отчет, подтвердили в Mediascope. В компании отмечают: по отдельным возрастным группам тематические каналы уже много лет каналы номер один, то есть их суммарная аудитория выше, чем аудитория любого отдельно взятого канала.

Среднемесячное число зрителей тематических каналов в 2017 году составило 59,8 млн человек, или 86% от общего числа зрителей. У «Первого канала» среднемесячная аудитория достигла 59,4 млн зрителей. На третьем месте «Россия 1» с 57,1 млн человек. По среднесуточному количеству зрителей лидирует, наоборот, «Первый канал» с 24 млн человек, а тематические каналы - на втором месте, их в среднем смотрели 23,7 млн человек. По среднемесячному охвату тематическое ТВ уступает лидерство только среди зрителей старше 55 лет.

При этом по более традиционному для рынка показателю - доле зрителей - «Россия 1» в прошлом году впервые обошла «Первый канал», сообщал тогда “Ъ”. По итогам 2017 года «Россия 1» может сохранить это лидерство, писал в декабре РБК. В отчете в Роскомнадзор используется другой параметр измерений - охват, который обозначает количество человек, которые хотя бы на одну минуту включают канал либо раз в месяц, либо раз в сутки, поясняют в Mediascope. В использующихся обычно показателях рейтингов и долей аудитории учтено не только количество людей включившихся на канал, но и время смотрения. Таким образом, у «России 1» большее время просмотра, а у «Первого канала» - количество людей, которые его включали. Так, «Россию 1» в среднем смотрели 30,1 минуты в день и 912 минут в месяц, «Первый канал» - 27,7 и 839 минут, тематическое ТВ - 27,2 и 826 минут соответственно.

На «Первом канале» объясняют рост охвата тематического ТВ объективными причинами, то есть увеличением количества таких каналов (в эту категорию входят более 200 вещателей) и тем, что в панели Mediascope их могут принимать 95% абонентов, тогда как в целом в стране, согласно абонентским базам операторов и данным Росстата, таких абонентов не больше 80%.

Но тенденция роста нишевых каналов действительно есть, и она угрожает большим каналам, недаром телехолдинги формируют собственные пакеты с тематическим ТВ, говорит гендиректор российского офиса Etat Control International Дмитрий Кураев. Доля тематического ТВ в рекламном пироге тоже будет расти, уверен он.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за три квартала 2017 года рекламные доходы нишевых каналов составили 3,5 млрд руб., что составляет лишь 3% от всего ТВ. При этом с 2016 года поменялся принцип продажи рекламного инвентаря на тематическом ТВ, напоминает руководитель департамента продуктивности и оценки медиазакупок OMD OM Group Андрей Скородумов: он начал продаваться по рейтингам, а не по минутам, как раньше. В 2016 году рост рекламных бюджетов в этом сегменте составил 52%, в 2017 году рынок тематического ТВ может вырасти еще на 40%, а на 2018 год OMD OM Group прогнозирует рост на уровне 25%.

Платные нишевые каналы наращивают аудиторию, потому что смогли предоставить зрителю такой контент, которого на национальных телеканалах либо нет, либо недостаточно, считает гендиректор ГК Viasat Алексей Кроль,- например, кинопоказ, объем которого в 2017 году на эфирном ТВ уменьшился.