Горнолыжные курорты Эльбрус и Чегет (Приэльбрусье). Национальный парк Приэльбрусье, гора Чегет Национальный парк "Приэльбрусье"

Ошибки 

Побывать в Кавминводах и не съездить к седовласому великану — Эльбрусу, это все равно что и не быть на Северном Кавказе вовсе. Впрочем, многие матерые туристы точно так скажут вам, если вы осмелитесь сказать, что были на Эльбрусе и не покорили его. Про восхождение на Эльбрус можно почитать у Михаила в его Ну а наше восхождение завершилось на станции Мир на высоте 3500 м, куда можно подняться без специального снаряжения и даже без специальной подготовки.

Мы приехали на Кавказ знакомится с его красотами, к сожалению знакомство было в режиме экспресс и на Эльбрус в нашем графике был отведен только один день. В этот же день нам еще предстояло и на Чегет подняться, и попить минеральной воды на поляне нарзанов.
Конечно, даже у таких болезненных и не подготовленных ребят, как мы заныло сердце при виде этого исполина и в груди рванулось желание подняться, наверное именно это чувство и влечет сотни туристов каждый год к двуглавому великану Эльбрусу.

Как добраться до Эльбруса

На самом деле выбор транспорта не велик. Самый простой и удобный способ это личный автомобиль. Но если вы приехали на курорты Кавказских минеральных вод не на машине, то кроме как воспользоваться платными экскурсиями другого выхода доехать до Эльбруса нет. В КМВ очень плохо развито транспортное сообщение между достопримечательностями края, но очень хорошо между самими курортами. Например у вас не составит труда перемещаться между Пятигорском, Ессентуками, Кисловодском, Железноводском и Минеральными водами. От Пятигорска до Кисловодска курсирует электричка, в другие города очень часто ходят маршрутки. Но когда речь заходит о таких достопримечательностях как Эльбрус тут транспортная система бессильна. Более того, такси тоже не вариант, оно будет стоить чуть ли не дороже экскурсии. Поэтому даже те, кто идет на восхождение на Эльбрус не редко пользуются трансфером турфирм Кавказа.

Экскурсия в Приэльбрусье к Эльбрусу и Чегету

Экскурсия на Эльбрус это идеальный способ увидеть горы, затратив минимум физической энергии. Во-первых, такую экскурсию можно заказать в любом городе КМВ и автобус заберет вас прямо от входа в санаторий или от оговоренного заранее места. Во-вторых, стоит это удовольствие не очень дорого в пределах 1000-2000 рублей на человека, в зависимости от того будете вы оплачивать подъем на канатной дороге или нет. В-третьих, экскурсионное сопровождение на Кавказе очень хорошее. Экскурсовод все расскажет, покажет и отведет куда надо, а по завершении экскурсии вас довезут туда, откуда забрали. У экскурсий есть только два существенных минуса. Вы перемещаетесь в группе людей, это не всегда удобно, особенно когда группа большая. Второй минус заключается в том, что во времени вы строго ограничены, экскурсовод не даст вам ни секунды лишнего времени, поэтому если вы хотите больше насладиться видами, берите еду с собой. Как правило экскурсовод выделяет минут 40 на обед, а взятый с собой перекус займет минимум времени. Таким образом сэкономленное время можно потратить на прогулку по окрестностям.

На Кавказе мы были 9 дней и экскурсия на Эльбрус стала навязчивой идеей. Уезжать с Кавказа не увидев величественный Эльбрус мы не хотели, но природа вела себя таким образом, что Эльбрус просто не показывался на горизонте, и прогнозы были не утешительными. Таким образом экскурсия на Эльбрус мало-помалу была отложена чуть ли не на последний день поездки. Но наши старания и затягивания не пропали зря, Эльбрус нас услышал и именно день поездки выдался солнечным и спокойным.

Автобус забрал нас из Ессентуков и повез к Эльбрусу. Правда дорога все равно проходит через Пятигорск, поэтому Пятигорск является оптимальным местом, откуда можно ездить на Эльбрус.

Поляна Чегет и гора Чегет

Первая остановка поляна Чегет. Как-никак наша экскурсия охватывает сразу две вершины — и Чегет и Эльбрус. Озаботьтесь этой деталью заранее, многие турфирмы предоставляют экскурсии только к одной из двух вершин. Надо признать в этом есть некоторый здравый смысл. Если вы не собираетесь забираться на самый пик, а как мы просто «прокатиться на канатке» и «пощелкать фотки», то имеет смысл остановить свое внимание на одной вершине, правда на какой именно мы вам не скажем, это тяжелый выбор.

Надо признать, инфраструктура Приэльбрусья развита на очень высоком уровне. Можно приехать сюда в сланцах и легко экипироваться для восхождения, при условии наличия денег конечно. Здесь есть все, от проката снаряжения и гостиниц до магазинов с сувенирами и кафетериев, здесь собираются группы и нанимаются проводники.











На поляне расположен канатно-кресельный подъемник, который за 500 рублей поднимает нас до кафе «Ай» на высоту 2750 м и все. То есть, нас конечно должен был поднять второй подъемник еще выше и за те же деньги, но он не работал, а цена осталась прежней. Но и той канатной дороги, что мы преодолели нам хватило за глаза. 17 минут ужаса и страха, мне как человеку боящемуся высоты это мероприятие представилось именно в таком свете. Дело в том, что канатка на Чегете кресельная, то есть пристегиваешься цепочкой у пояса и болтаешь ножками всю дорогу, а подъем пролегает через самую натуральную пропасть, может это и утрированно, но именно так я чувствовал в тот момент. Конечно снять процесс подъема на фото я не смог, просто в момент поездки у меня активировался хватательный рефлекс и я схватил поручень и не мог отпустить его пока ноги не коснулись твердой поверхности. Вы будете смеяться, но на обратной дороге, как раз в тот момент, когда мы проезжали этот неприятный участок с пропастью, канатную дорогу остановили и мы еще минут 5 болтались в воздухе. Эти впечатления были очень сильными. Преодолев эти трудности, мы оказались на площадке и перед нами раскинулся грандиозный пейзаж.

Слева белоснежные склоны Эльбруса, справа ледник Семерка, и куда не брось свой взор, всюду горы.



Можно и нужно было бы подняться повыше, но времени экскурсовод отводит катастрофически мало. Высота слегка кружит голову, или это так пьянит такой шикарный вид?



Но и с поляны Чегет вид на горы завораживает и покоряет.





Так мы познакомились с Чегетом, как и большинство знакомств в нашей жизни, оно было шапочным, надеюсь когда-нибудь мы подружимся. А нам пора, график неумолим, нас ждет хозяин здешних мест — его величество Эльбрус.

Эльбрус, канатка на станцию Мир

Проезжаем поселок Терскол, оказываемся на поляне Азау, здесь еще больше разноплановых заведений. Канатка здесь более современная, чем на Чегете, представляет собой маятниковую европейку, стоит 600 р. с человека. Поднимает она в два этапа. С поляны Азау до Старого Кругозора, а потом до станции Мир. Дальше до «бочек» есть кресельная канатная дорога, но она оказалась уже закрыта, поэтому мы довольствовались высотой 3500 метров.




Из-под тающего снега выбиваются тонкие ручейки, они спускаются к подножию горы, чтобы там объединиться со своими собратьями в могучий горный поток под названием Баксан.




Это не просто катушки и пеньки, это столики и стульчики, можно съесть припасенный бутерброд, любуясь на потрясающую панораму.

Здесь же на станции Мир установлен мемориал защитникам Главного Кавказского хребта в годы Великой Отечественной войны.

Серый снег и коричневый камень создают ощущение нереальности. Легко представить, что в небе несколько лун, а под ногами земля чужой планеты. Но это не чужая планета, это величественный Эльбрус.






Глядя на веселых бородатых дядек в солнцезащитных очках и с рюкзаками, возникло непреодолимое желание пойти с ними, туда на сверкающие вершины горы Эльбрус. Мы замечтались, глядя на горы, что выпустили время из виду настолько, что обедать пришлось впопыхах, а без обеда мы проходили бы остатки дня голодными.



Кормят на Азау, надо признать, без души. Съедобно, но не очень вкусно. Нам с шашлыком не повезло, как известно местные жители баранину не маринуют, сразу жарят, но на Азау для туристов припасли явно не самое свежее мясо, поэтому барашек получился жестковат. Обед обошелся нам в 840 рублей.

Поляна нарзанов, Приэльбрусье

Последняя остановка, поляна нарзанов. Это совсем рядом, 10 минут от Азау. Переходим небольшой мост через реку Баксан и оказываемся на небольшой поляне.









Здесь тоже все оборудовано для туристов. Беседки, шашлычные дворики, сувенирные лавки и главная достопримечательность этого места — нарзанные источники. Их несколько, но вкус воды из них примерно одинаков.





Силен русский человек. Весь туристический автобус испил нарзану в каждом из четырех источников и ни один пассажир за всю обратную дорогу, а это два с половиной часа, не попросился выйти освежиться.

Природа горной местности вряд ли оставит вас равнодушным.





В Кабардино-Балкарии расположен чудесный уголок природы, который привлекает как любителей пейзажей, так и спортсменов – альпинистов и горнолыжников. Этот уголок – гора Эльбрус и её окрестности. Приэльбрусье – это одно из тех мест, куда возвращаются снова и снова, потому что красота горной природы завораживает навсегда. Приэльбрусье находится в самом центре Кавказского региона и имеет много неповторимых и неописуемых по красоте достопримечательностей.

Отдыхающих наверняка заинтересуют прогулки по канатным дорогам, общая протяжённость которых составляет около двенадцати километров, и наблюдение за великолепными горными пейзажами. Возможно, это удивит Вас, но, съездив на отдых в Приэльбрусье, Вы вполне можете вернуться домой с загаром, не уступающим южному. Загорать на снегу – это, одновременно и приятное развлечение, и удовольствие, и экстрим!

Туристам, предпочитающим активный отдых, будут интересны горнолыжные спуски (общая длина – около тридцати пяти километров) и альпинистские маршруты. Начало горнолыжного сезона приходится, обычно, на ноябрь, а продолжается до мая и даже июня. Лыжные трассы разного уровня сложности дают шанс покататься без травм и прочих негативных эмоций не только опытным спортсменам, но и начинающим горнолыжникам. В Приэльбрусье новичкам помогут научиться кататься на горных лыжах опытные и доброжелательные инструкторы.

Главными вершинами региона являются горы Эльбрус и Чегет. Они очень живописны и величавы, кроме того, они являются популярными объектами альпинистского восхождения. Расскажем вкратце об этих горах.
Высота горы Чегет составляет 3 650 метров, несколько канатно-кресельных дорог, как парных, так и однокресельных, поднимут Вас на высоту. Подъём состоит из двух поворотов: длина канатной дороги первого составляет 1 600 метров, второго – 900 метров. Максимально возможная высота подъёма по канатной дороге – три тысячи пятьдесят метров. Различие высот на первом повороте – 650, на втором – 300 метров. На Чегете есть пара мест, которые будут интересны сноубордистам – это южные склоны и линия «Доллар» на северном склоне. Спуски для горнолыжников, преимущественно, характеризуются средней и высокой степенью сложности, новичкам лучше попробовать кататься на склонах Эльбруса. Всего на горе Чегет расположено полтора десятка горнолыжных трасс. Для того, чтобы покататься на склонах Чегета, профессиональные горнолыжники приезжают со всех уголков мира. Здесь регулярно проводятся международные соревнования по горнолыжному спорту. В Приэльбрусье находится много разнообразных по ценовым категориям гостиниц.

Эльбрус – главная вершина района – имеет высоту в 5 642 метра. Это самая высокая вершина не только Кавказа и России, но и всей Европы в целом. Подъём на Эльбрус состоит из следующих участков и станций:

  • нижняя станция – гостиница Азау;
  • канатная маятниковая дорога Эльбрус-1 длиной в полторы тысячи метров и с разницей между высотами около 650 метров;
  • станция Старая перспектива;
  • канатная маятниковая дорога Эльбрус-2 протяжённостью в 1 750 метров и с разницей между высотами в 550 метров;
  • станция Мир, на которой расположен музей боевой славы защитников Приэльбрусья и кафе;
  • канатная кресельная дорога длиной в две тысячи метров с различием между высотами в 280 метров;
  • станция Гара-Баши, с которой альпинисты начинают восхождение на Эльбрус.

На склонах Эльбруса есть горнолыжные спуски любой сложности, поэтому найти подходящую линию сможет любой лыжник – от начинающего до профи. Основная зона катания находится между высотами в 2 280 и 3 800 метров. Сноубордистам можем посоветовать обратить внимание на спуски за вторым от станции Мир поворотом маятниковой дороги. Склоны Эльбруса будут интересны также фрирайдерам и поклонникам бэккантри, они могут кататься поодиночке или в составе групп. Те, кто устал, катаясь на спусках, могут восстановить свои силы, сделав несколько глотков нарзана из местных, никогда не замерзающих, источников.

В Приэльбрусьи активно развивается туристическая инфраструктура: строятся и модернизируются гостиницы, канатные дороги, места отдыха и развлечений – кафе, бары, дома отдыха. Туристы могут посетить источник Маленькие Нарзаны, а также музей Владимира Высоцкого.

Думаем, Вы уже наполнены решимостью посетить это замечательное место – окрестности горы Эльбрус. В таком случае необходимо задуматься о том, как добраться до Приэльбрусья. Это очень просто: самолётом или поездом необходимо долететь или доехать до города Минводы или Нальчика, а там взять такси, которое привезёт Вас в одну из гостиниц Приэльбрусского района.

Представляем Вам краткую справочную информацию о канатных дорогах гор Эльбрус и Чегет. Вы узнаете об их истории, протяжённости и пунктах остановки.

Канатная дорога на Эльбрус начинается около гостиницы Азау и проходит до пункта Старый кругозор (высота – 2 950 метров), после пересадки можно добраться до пункта Мир. Высота, на которой расположена эта станция – 3,5 тысячи метров, здесь Вас ждёт, наверное, самое высокое в мире кафе, называющееся точно так же – «Мир», в котором Вам предложат отведать традиционные блюда кавказской кухни. На станции Мир стоит задержаться не только для того, чтобы перекусить – посетите музей боевой славы, почтите память тех, кто защищал окрестности Эльбруса в годы Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы подняться выше, Вам необходимо проследовать кресельной канатной дорогой до пункта Гара-Баши, расположенного на высоте 4 200 метров. Именно с этой станции начинается альпинистский маршрут восхождения на Эльбрус. От каждой станции – Старого кругозора, Мира, Гара-Баши – вниз идут горнолыжные спуски, общая протяжённость этих трасс составляет около 35 километров. Расстояние между станциями Гара-Баши и Мир, Мир и Старый кругозор – по две тысячи метров, а от Старого кругозора до гостиницы Азау - почти две с половиной тысячи метров. Перечислим вкратце характеристики канатных дорог, ведущих на Эльбрус:

  • дорога IV «Эльбрус-1», маятниково-канатная, протяжённость – 1 900 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога V «Эльбрус-2», маятниково-канатная, протяжённость – 1 800 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога VI «Эльбрус», канатно-кресельная, протяжённость – 1 000 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога №2 «ВЛ-500», буксировочная, протяжённость – 500 метров, время в пути – 5 минут.

Выше мы не упомянули про самую новую канатную дорогу Эльбруса, но сделали это не по забывчивости, а потому, что она заслуживает отдельного внимания. Итак, канатная дорога Ariana-8 (Ариана-8) была спроектирована в 2003 году, а запущена в эксплуатацию 17 декабря 2006 года, с двухгодичным отставанием от первоначальных планов. Эта канатная дорога ведёт от станции около гостиницы Азау (рядом с нижней станцией дороги от Азау до станции Мир) до пункта Старый кругозор. Протяжённость дороги составляет 1 760 метров, а разница между высотами – почти 580 метров. Дорога включает в себя 58 кабин вместимостью по восемь человек, а её пропускная способность немногим менее 2,5 тысяч человек в час. Средний уклон канатной дороги составляет около 35%.

Здание нижней станции выглядит достаточно современно и надёжно – в его архитектуре прослеживается высокотехнологичность, поэтому тем, кто вначале сомневается в надёжности канатной дороги фактически приходится поверить в неё. Верхняя станция выдержана в том же стиле, что и Азау, поэтому у туристов не возникает диссонанса между началом и окончанием пути.

Теперь – о канатных дорогах, ведущих на гору Чегет. Первая кресельная канатная дорога заработала здесь более сорока лет назад – в 1963 году, её длина составляла более полутора километров, а разница в высотах – около 650 метров. Вторая очередь канатной дороги – «Чегет-2» – была запущена в 1966 году. В 1969 году была введена в строй парная канатно-кресельная дорога, а в 1974 году начала свою работу гостиница Чегет. Слева от канатной дороги на Чегет находятся горные вершины Донгузорун, Когутай и Накра, справа – знаменитая двуглавая гора Эльбрус. Туристов поразит своей красотой поляна Чегет с органично вписывающимися в неё объектами туристической инфраструктуры – гостиницами и туристическими базами. На высоте 2 750 метров расположена станция Ай, на которой можно вкусно пообедать в кафе. Завершением канатной дороги выступает пункт Чегет-3, находящийся на высоте 3 083 метра. Всего на Чегете действуют в настоящее время четыре канатные дороги:

  • дорога I «Чегет-1», канатно-кресельная, протяжённость – 1 600 метров, время в пути – 13 минут;
  • дорога II «Чегет-2», канатно-кресельная, протяжённость – 900 метров, время в пути – 11 минут;
  • дорога III «Парная», протяжённость – 1 600 метров, время в пути – 13 минут;
  • дорога №1 «ВЛ-300», буксировочная, протяжённость – 300 метров, время в пути – 3 минуты.

В Приэльбрусье зоны катания сосредоточены непосредственно на Эльбрусе и на склонах горы Чегет, находящейся недалеко от Эльбруса и знаменитой своими экстремальными трассами, одними из самых сложных в мире. Расстояние между зонами катания - 4 км. В Приэльбрусье построено 12 км канатных дорог, в т.ч. недавно возведенный подъемник гондольного типа, вмещающий одновременно до 500 человек.

Гора Эльбрус - канатные дороги и трассы Эльбрус-Азау

Гора Эльбрус - высшая точка России и Европы - это две вершины потухшего вулкана. Восточная - высотой 5621 метров над уровнем моря, Западная - 5642 метра. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» - 4200 метров. До «Приюта 11» можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Есть участки трассы доступные начинающим лыжникам. Для начинающих горнолыжников на выкате трассы работает бугель, длиной 300 метров. Общая протяженность трасс составляет более 35 км.


Канатные дороги комплекса Эльбрус-Азау

Первая очередь: Азау - Кругозор

Горнолыжный комплекс «Эльбрус-Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия Эльбруса, здесь находятся пункты общественного питания, есть пункт проката горнолыжной экипировки, автоматы по продаже кофе и чая. На поляне Азау имеются две станции канатных дорог:

  • старая маятниковая;
  • новая гондольная дорога.

Обе канатные дороги идут параллельно друг другу. В настоящее время действуют 2 очереди у каждой канатки, 3-я очередь находится в стадии строительства. На 3-й очереди также имеется однокресельная канатка, которая, однако, работает не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) выше все желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» примерно 20 минут.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» (2350-3000 м) отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Старый кругозор». На обеих станциях имеются кафе и шалычные. Время в пути старой маятниковой дороги - 15 минут.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы - 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут, средняя скорость - 6 м/с. Пропускная способность канатной дороги составляет до 2400 человек в час.

Вторая очередь: Кругозор - Мир

На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус - 2»(3000 - 3500 м) начинается от станции «Старый Кругозор» и идет до станции «Мир». Протяженность дороги - 1500 м. На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа (3000 - 5000 м) была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы РОМА - одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» и «Мир». Протяженность дороги - 1800 м., пропускная способность - 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении - 5 минут 13 секунд.

Третья очередь: Мир - Гара-Баши

На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус».

  • Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» (3500 - 3850 м) начинается от станции «Мир» и идет до станции « Гара - Баши». Однокресельный подъёмник достаточно старый, работает не стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны Азау 2300 м.

Выше, до станции «Приют 11» (4200 м) можно добраться на ратраках. Все ратраки - частные, поэтому их стоимость колеблется. Ориентировочно, расстояние в 18 км можно преодолеть за 1000 рублей.


Очереди Вид дороги Перепад высот (м) Пропускная способность, чел. / час Время в пути (мин) Длина трассы (м)
Бугель на поляне Азау 2300 м-2500м Бугель ВЛ-400, «Швабры» лягушатника в Азау 200 - 5 500
1-я очередь
Азау (2350м)-Старый Кругозор (3000м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-1»
(20-ти местн. кабины)
650 100 чел/час 12 1740
Гондольная канатная дорога «POMA-1»
(8-ми местные гондолы)
580 2400 чел/час 5
2-я очередь
Старый Кругозор (3000м)- Мир (3500м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2»
(20-ти местн. кабины)
500 100 чел/час 12 1500
Гондольная канатная дорога «POMA-2»
(8-ми местные гондолы)
514 2400 чел/час 5 1800
3-я очередь
Мир (3500м)-Гара-Баши (3780м)
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус», 1-но местная 250 130 чел/час,
на ремонте
12 1500
Гондольная канатная дорога 374 на стадии строительства 5


Характеристика трасс комплекса Эльбрус-Азау

Красная трасса «Старый кругозор»

Трасса находится между станциями «Мир» и «Старый кругозор» канатной дороги Эльбрус. Два варианта спуска, один из которых сливается с трассой «Азау», а другой параллельно канатной дороге проходит по широкому пологому участку до «Слоновых лбов» и затем по узкому карнизу шириной в 4 метра выходит к станции «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 90 м, перепад высот - 500 м. Протяженность спуска - 1900 м. Средний уклон трассы - 25. Сложный рельеф, грунт каменистый из вулканических пород, ледниковое основание трассы.

Красная трасса «Азау»

Пологий спуск до «Ольгиного поворота», затем крутой - по желобу протяженностью 50 м с уклоном 35, в конце участка трасса поворачивает налево и по карнизу, мимо высокогорного отеля, плавной дугой уходит влево и выходит на прямой финишный участок под канатной дорогой. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как возможно столкновение с лыжниками, стартующими от верхней станции бугельной канатной дороги ВЛ-350. Протяженность трассы - 2 км, перепад высот - 650 м. Угол наклона - 50 .

Синяя трасса «Гара-Баши»

Трасса расположена между станциями «Гара-Баши» и «Мир» канатной дороги «Эльбрус» и имеет выход на площадку, с которой начинается трасса «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 80 м, а перепад высот - 300 м. Протяженность - 1100 м при максимальном уклоне 50. Рельеф склона сложный, грунт скальный и каменистый из вулканических пород, базальтовые скалы. Обслуживается канатно-кресельной дорогой «Эльбрус» длиной 1130 м со скоростью 1,75 м/с. Поднявшись еще на 20 м от самой верхней станции, можно попасть в тренировочный лагерь альпинистов к восхождению на «Бочку». До Приюта 11 (4200 м) и Скал Пастухова (4800 м) можно добраться на ратраке. До Седловины (5300 м) в результате естественного отбора добираются истинные герои.

Учебный склон «Азау» (зеленая трасса)

Трасса находится справа от бугельной канатной дороги ВЛ-350 по пологому желобу. Трасса длиной 300 м и с перепадом высот 50 м стартует на высоте 2400 м. над уровнем моря. Средний угол наклона - 15 . Рельеф средний, травянистый покров на вулканических породах, по правой стороне трасса граничит с березовым лесом. Подъемник - БКД ВЛ-350 протяженностью 300 м с перепадом высот 50 м. У подножия Эльбруса ежедневно стоит вертолет. Также возможен перелет на Домбай, катание там и возвращение обратно. Освещение отсутствует, большое количество осадков в Приэльбрусье гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона. Работает хорошо оснащенная служба спасателей. Наиболее опасные места на трассе - камни, скалы, строения огорожены улавливающей сеткой.


Гора Чегет: канатные дороги и трассы

Именно на Чегете (2100 - 3050 м) в 1963 году была построена первая в стране канатная дорога. Высота горы Чегет - 3700 метров. Максимальная высота подъема - 3050 метров. Перепад высот катания - 1140 метров. Трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. В России Чегет служит эталоном сложности трасс. На горе Чегет действует 2 очереди канатно-кресельной дороги «Чегет», очередь парно-кресельной канатной дороги "Парная" и сеть бугельно-буксеровочных дорог. Общая длина подъемников - 4300 метров, суммарная протяженность горнолыжных трасс - 20 км, а если учитывать возможность целинного катания, то общая площадь катания составит около 100 км. Гора Чегет расположена в 1 км от поселка Терскол и в 4 км от комплекса канатных дорог Эльбрус.


Первая очередь (2100-2750)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-1» отходит от нижней станции Поляны Чегет и продолжается до станции кафе «Ай» (2750 м). Станция кафе «Ай» располагает смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на горы. Перепад высот - 650 м.
  • Парно-кресельная дорога «Парная» дублирует ККД «Чегет-1» и также идет от нижней станции поляны Чегет и доходит до станции кафе «Ай».

Вторая очередь (2750-3000)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-2» отходит от кафе «Ай» и идет до станции Чегет. В пути открывается картина: справа белоснежные шапки Эльбруса, слева - сверкающие вечными снегами вершины Донгузоруна, Когутая и Накры.

Бугельно-буксировочные дороги

  • буксировочная дорога ВЛ-650 - (2750 м - 3000 м) протяженностью 650 метров, время в пути 5 мин;
  • буксировочная дорога ВЛ-300 - (3000 м - 3070 м) протяженностью 300 метров, время в пути 3 мин.

Поможет Вам сориентироваться на горнолыжном курорте. Мы постарались разместить на ней наиболее значимые объекты. Кроме того, на этой странице Вы сможете посмотреть координаты Приэльбрусья на карте страны и получить информацию о самых крупных туристических поселениях.

Национальный парк "Приэльбрусье"

Национальный парк "Приэльбрусье" располагается в центре большого горного массива Кавказских гор, на южной границе Российской Федерации в республике Кабардино-Балкария. Это верховье Баксанского ущелья. Приэльбрусье включает в себя несколько посёлков: Верхний Баксан, Нейтрино, Эльбрус , Тегенекли , Байдаево, Терскол . Ближайший город - Тырныауз, административный центр Эльбрусского района .

Поселения разместились вдоль дороги, пролегающей по дну Баксанского ущелья и ведущей к подножью самой высокой горы в Европе. Расположение Эльбруса на карте можно быстро определить, переключившись на спутник. Белое пятно вечно снежных вершин хорошо заметно на фоне зеленного массива. Координаты Эльбруса (западная вершина): широта 43,2113, долгота 42,2630.

На карте Приэльбрусья выделена еще одна вершина. Это гора Чегет. Она находится чуть ближе к поселкам и имеет очень интересные для горнолыжного катания склоны. Но спуски здесь настолько сложны, что подходят только для профессионалов. Поэтому горнолыжный Эльбрус не теряет своей популярности. Его трассы более протяженные и обслуживаются новой канатной дорогой.

Основная туристическая инфраструктура курорта Приэльбрусье сосредоточена в 3-х населённых пунктах. Это посёлки Эльбрус , Тегенекли и Терскол .

Посёлок Эльбрус

Эльбрус - посёлок, расположенный в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии, на обоих берегах реки Баксан.

На карте Приэльбрусья видно, что от селения вправо уходит боковое ущелье. Это Ирик-Чат, через которое можно выйти кледникам Эльбруса или пройти к источнику Джилы-Су. Венчает ущелье ледник Ирик, один из 23 ледников Эльбруса .

Влево уходит боковое ущелье Адыл-Су - самое популярное и красивое в Приэльбрусье. Рядом с ним расположены несколько альпинистских баз.

В самом селении есть уютные комфортабельные отели («Пик Европы», «Grand Ozon», «Ozon Landhaus» и др.), пансионат «Приэльбрусье», детский санаторий «Андырчи», несколько кафе, больница, специализирующаяся на лечении органов дыхательной системы.

Почти в центре Эльбруса располагается офис и научные лаборатории Национального парка «Приэльбрусье» . От поселка начинается знаменитый сосновый лес Баксана.

Посёлок Тегенекли

На левом берегу реки Баксан, между посёлками Эльбрус (1,5 км) и Терскол (10 км) располагается небольшой поселок Тегенекли . Он находится на высоте 1850 м. над уровнем моря. Подъемники Эльбрус и Чегет находятся в 10-12 км. от Тегенекли .

Здесь находятся пансионаты «Эдельвейс» и «Эльбрус», база отдыха «Баксан» несколько кафе и баров, учебный склон с бугельным подъёмником.

Также в посёлке Тегенекли находится альпинистско-охотничий музей им. В.В. Высоцкого. Здесь, в Тегенекли , проходили съемки знаменитого фильма «Вертикаль».

В конце 1960-х фильм Станислава Говорухина стал культовым произведением, на котором выросло целое поколение советских людей. «Вертикаль» была первой отечественной картиной об альпинистах.

Одну из главных ролей в ней сыграл молодой Владимир Высоцкий. В музее широко представлены экспонаты и материалы об истории Приэльбрусья и населяющих его людей.

Посёлок Терскол

Поселок Терскол - это центр горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта Приэльбрусья. Находится он в верховьях Баксанского ущелья, под Эльбрусом, в 4 км. от поляны Азау.

На карте Приэльбрусья видно, что это самый высокогорный поселок, расположенный на высоте 2200 м. над уровнем моря.

В Терсколе

В Терсколе есть небольшие частные гостиницы («Эсен», «Балкария», «Вершина», «Легенда», «Ozon Чегет» и др.), пансионаты («АнТау», «Чегет», «Вольфрам» и др.), магазинчики, кафе, закусочные, действует детская горнолыжная школа, почта, телеграф, контрольно-спасательная служба.

Недалеко от поселка находятся комплексы канатных дорог Эльбрус (2 км) и Чегет (1 км). Поселок окружен живописным сосновым лесом, а совсем рядом расположен минеральный источник Ачи-Су.

Вся жизнь посёлка пронизана горными лыжами, это чувствуется даже летом. Плакаты, объявления, обстановка помещений - всё говорит о том, что вы находитесь на крупнейшем горнолыжном курорте.

Дает наглядное представление о расположении канатных дорог и горнолыжных трасс в горах Эльбрус и Чегет. Комплекс «Эльбрус » включает 3 очереди старой канатной дороги (маятниковый и канатно-кресельный подъёмники) и новую канатную дорогу гондольного типа. Комплекс «Чегет» представлен канатно-кресельной и парно-кресельной дорогами.

На карте Приэльбрусья отмечен Музей боевой славы защитников Эльбруса и Кавказских перевалов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Он находится на территории станции «Мир», на высоте 3500 м. Это самый высокогорный музей. Экспонаты, представленные в музее, знакомят туристов с героической оборной Кавказа, рассказывают о боевых действиях на этом высокогорном участке фронта.

От станции «Мир» высокогорное такси - ратрак доставит вас до «Приюта Одиннадцати» - уникальной высокогорной гостиницы в мире (4200 м. над уровнем моря).

Хотя бы разок, но съездить стоит. В хорошую погоду шокирующие ощущения от нахождения на одном уровне с вершинами Главного Кавказского хребта останутся с вами навсегда, да и спуск по широким полям да еще и по свежему снегу не разочарует.

От приюта видна полная панорама гор Кавказа, обе вершины Эльбруса на севере, хребты Сванетии, Главный Кавказский Хребет и его северные отроги.

На карте Приэльбрусья также отмечены скалы Приют Пастухова. Отсюда русский геодезист и альпинист, исследователь Кавказа А.В. Пастухов шел к восточной вершине Эльбруса . Сегодня Приют служит для многих российских и зарубежных альпинистов отправной точкой для штурма высочайшей вершины Кавказа.

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.