Исполнитель Робот. Практическая работа по информатике. Исполнитель Робот Как скачать программу кумир

Ошибки

Для вводного курса с использованием исполнителей используется Кумир с «Модулем поддержки курсов» - МПК, разработанным Д.П.Кириенко, г.Москва . Поддержка МПК включена в стабильные версии системы Кумир только начиная с версии 1.8.0. Версии Кумир до 1.8.0 не содержат возможности поддержки курсов.

Для системы Windows - установить версию 1.8.0 системы Кумир с сайта разработчиков. Ссылка: http://lpm.org.ru/kumir2/files/1.8.0/kumir-1.8.0.rev2565-windows-32bit-setup.exe
Версии Кумир до 1.8.0 не содержат «Модуля поддержки курсов», поэтому нужна именно версия 1.8.0.

Запуск МПК

Для открытия окна МПК используется меню системы Кумир «Инструменты» - «Практикум».

Архив заданий для исполнителя Робот

Задания на исполнителя Робот (0-16 ) выполняются с использованием МПК. Необходимо скачать архив с заданиями , открыть из МПК файл vodoley.kurs.xml или robot.kurs.xml . Этот xml-файл содержит описания заданий, условия задач, ссылки на шаблоны алгоритмов, примеры стартовых обстановок для проверки, проверяющие алгоритмы.

Учащийся должен сохранить курс у себя в рабочем каталоге в файле с именем, например, ivanov.work.xml . В этом файле хранятся тексты решений, созданных школьником, результаты проверки его задач. Впоследствии учащийся должен открывать именно свой рабочий файл *.work.xml .

На примерах стартовых обстановок буквой “A” обозначена клетка, где робот находится до исполнения алгоритма, буквой “B” обозначена клетка, в которую необходимо переместить робота, звездочками в правом нижнем углу обозначены клетки, которые робот должен закрасить.

Инструкция по выполнению заданий

Для выполнения заданий дома учащимися и переноса выполненных заданий в школу имеется

Kumir (КуМир) – это учебный комплекс, созданный для обучения программированию школьников средних и старших классов. Свое полное название – Комплект Учебных МИРов – приложение получило благодаря своей модульности и расширяемости.

Разработка КуМира началась весной 1985 года с создания школьного алгоритмического языка. В то время компьютеров было мало, и первые школьники, учившиеся по этой методике, писали свои программы в обыкновенных тетрадях.

Современная русская версия Кумира появилась только к 1995 году и сразу стала основной методикой для обучения программированию. Впоследствии учебный комплекс дорабатывался и улучшался, и в ближайшее время планируется, что он будет использоваться при проведении ЕГЭ.

Приложение распространяется по лицензии GNU 2.0, что позволяет использовать Комплект Учебных МИРов в любых целях, в том числе коммерческих.

Возможности

Трудно перечислить все достоинства этой программы, тем более что у нее практически нет доступных аналогов. Тем не менее, стоит выделить следующие:

  • простой язык программирования, на основе Алгола, легкий в изучении;
  • русская лексика встроенного алгоритмического языка;
  • поддержка не только Windows, но и Linux;
  • быстрая отладка программ;
  • встроенные исполнители Чертежник и Робот;
  • создание дополнительных исполнителей;
  • проверка создаваемого алгоритма на лету, что позволяет сразу видеть свои ошибки.


Плюсы и минусы

У этого приложения есть свои плюсы и минусы, как и у многих других обучающих комплексов. Давайте рассмотрим их подробно.

  • наглядность процесса создания алгоритма;
  • простая система обучения, вырабатывающая и закрепляющая полезные навыки программирования;
  • объектно-ориентированный подход;
  • много встроенных алгоритмических конструкций, которые можно быстро добавить в создаваемую программу;
  • расширенный контроль ошибок, в том числе обнаружение: ошибочного индекса массива, неопределенных переменных, численного переполнения.

У программы также есть определенные недостатки, большинство из которых связано с ограниченной областью ее применения.

  • нельзя вызвать функцию и не обработать возвращаемый ею результат: приходится использовать ненужную переменную;
  • примеров не слишком много, а справка не дает ответы на некоторые вопросы;
  • нельзя форматировать вывод данных, прежде всего числовых;
  • скорость работы интерпретатора оставляет желать лучшего;
  • встроенный язык программирования практически уже нигде не нужен и не пользуется популярностью.

Некоторые из указанных недостатков планируется устранить в следующей версии КуМира, которая уже разработана и находится в стадии тестирования.

Как пользоваться

После запуска программы во встроенном редакторе появится заготовка будущего алгоритма (по умолчанию указан исполнитель Робот). При необходимости его можно поменять на Чертежника.

Давайте вычислим площадь квадрата, для этого надо ввести следующий код:

алг Площадь квадрата

Вещ длина, площадь

Ввод длина

Площадь:= длина * длина

Вывод «Площадь квадрата равна «, площадь

Подобным способом можно решить много других школьных задач.

Меню приложения на русском языке, а при вводе алгоритма все ошибки сразу видны, что позволяет быстро научиться программированию любому человеку.

Видео

Написать свой первый алгоритм и выучить базовые команды поможет следующий подробный урок.

Скачать

На нашем сайте можно скачать Kumir вместе со всеми необходимыми исполнителями для комфортной работы в программе.

Язык Русский
ОС Windows 7, 8.1, 10

Кумир – это аббревиатура от названия Комплект Учебных Миров, программы, которая создана для обучения программированию. Скачать продукт для Windows 10 лучше для школьников.

Для учеников старших классов относительно недавно было разработано специально программное обеспечение, целью создания которого являлась подготовка ребят в области программирования. Нужно отметить, что это ПО позволяет только постигать азы и имеет такой функционал, который позволил бы ребятам проверять свои навыки и знания. Сегодня КуМир можно скачать и с нашего сайта. При этом сделать это возможно абсолютно бесплатно. Далее пользователю останется только установить это ПО на свой компьютер с Windows 10.

Само название программы его разработчики расшифровывают как Комплект Учебных МИРов. В самом пакете есть несколько компонентов, которые функционируют отдельно и являются весьма практичными приложениями:

  • «Стандарт»;
  • «Про»;
  • «ПО».
Итак, первый комплект в базовом исполнении предназначен для тестирования и решения различных задач. Второй представлен в виде расширенного варианта «Стандарта», к которому добавили дополнительные курсы. А вот для старшеклассников и преподавательского состава была разработана версия «ПО». Все эти версии КуМир можно абсолютно бесплатно скачать с нашего портала для собственной Windows 10.

Создание этого пакета программ чем-то напоминает Delphi 7, но такое мнение не совсем правильное. Просто этот софт используется сегодня на уроках информатики и поддерживает формат старых языков программирования, на которых строится школьное обучение. Здесь используется код в кириллическом отображении, что сказывается на эффективности обучения школьников. В приложении есть собственные интерпретатор и компилятор, названные соответственно – «Чертёжник» и «Робот».

В приложении все уроки разделены на две части – теория и практика. В некоторых из них проведена визуализация, благодаря которой ученики имеют возможность видеть все изменения, что они вносят в программный код.


5 причин использовать КуМир для обучения
Если скачать КуМир для Windows 10 для целей обучения ребёнка азам программирования, то можно получить некоторые преимущества:
  • Это официальное ПО, которое одобрено Министерством Образования;
  • Есть собственный синтаксис кода, что пишется кириллицей;
  • Преподаватели имеют возможность проводить отдельные практикумы;
  • Все курсы чётко структурированы;
  • Интерфейс ПО понятен и удобен.
Если вы хотите научить своего ребенка программированию, то сложно найти инструмент лучше, чем этот. Он вам одновременно заменит и настоящего учителя и площадку для тестов. Только представьте, сколько денег вы можете сэкономить на том, что ребенок будет учиться у утилиты, которая при этом еще и бесплатная, а не ездить к преподавателю за деньги.

Также учтите, что наличие живого преподавателя не является обязательным, но будет желательным, так как вместе получится добиться куда более значимых результатов. Вы удивитесь, но уже через полгода регулярных занятий ребенок сможет создать программу в или Бейсике, и это еще не все! Он сможет быстрей освоить другие языки программирования, в том числе и .

Поэтому вам точно нужно скачать Кумир для Windows 10. С учетом бесплатности дистрибутива и его русификации нет ни одной причины, почему вам не стоит этого сделать прямо сейчас. А если ваше чадо сделает отличный продукт, то вполне вероятно, что со временем он появится даже у нас на сайте.

Задания для тренировки

1) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:

Вперед 4 – Кузнечик прыгает вперед на 4 единицы, Назад 3 – Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 27?

2) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:

Вперед 6 – Кузнечик прыгает вперёд на 6 единиц,

Назад 4

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 28?

3) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:

Вперед 5 – Кузнечик прыгает вперёд на 5 единиц,

Назад 3 – Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 21?

4) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:

Вперед 7

Назад 5

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 5», чтобы Кузнечик оказался в точке 19?

5) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 10. Система команд Кузнечика:

Вперед 7 – Кузнечик прыгает вперёд на 7 единиц,

Назад 4 – Кузнечик прыгает назад на 4 единицы.

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 43?

6) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 15. Система команд Кузнечика:

Вперед 17 – Кузнечик прыгает вперёд на 17 единиц,

Назад 6 – Кузнечик прыгает назад на 6 единиц.

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 6», чтобы Кузнечик оказался в точке 36?

7) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 20. Система команд Кузнечика:

Вперед 3 – Кузнечик прыгает вперёд на 3 единицы,

Назад 5 – Кузнечик прыгает назад на 5 единиц.

За какое наименьшее количество команд можно перевести Кузнечика в точку (-4)?

«Вперед 4» (Кузнечик прыгает вперед на 4 единицы),

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 31?

9) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 31?

10)

«Вперед 3» (Кузнечик прыгает вперед на 3 единицы),

«Назад 4» (Кузнечик прыгает назад на 4 единицы).

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 32?

11) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:

«Вперед 5» (Кузнечик прыгает вперед на 5 единиц),

«Назад 3» (Кузнечик прыгает назад на 3 единицы).

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 33?

12) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:

«Вперед 6» (Кузнечик прыгает вперед на 6 единиц),

«Назад 5» (Кузнечик прыгает назад на 5 единиц).

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 5», чтобы Кузнечик оказался в точке 33?

Программа Кумир

Исполнитель Робот


Кто такой исполнитель Робот?

  • Представьте себе клетчатое поле (как лист из тетради в клеточку) на котором находится некий объект, который мы назовем Робот. Используя специальные команды, мы можем этим Роботом управлять - перемещать его по клеткам, закрашивать клетки. И в большинстве случаев наша задача будет заключаться в том, чтобы написать такую программу для Робота, выполняя которую он будет закрашивать определенные клетки.

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот

  • Запущенная программа Кумир выглядит так.

Стартовая обстановка Робота

  • Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п. Этот шаг очень важен. Если его проигнорировать, то программа может работать неправильно или вообще завершится аварийно.

Нажмите на Редактировать обстановку



Исполнитель Робот. Простые команды.

  • вверх
  • вниз
  • влево
  • вправо
  • закрасить

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

  • вверх - переместить Робота на одну клетку вверх
  • вниз - переместить Робота на одну клетку вниз
  • влево - переместить Робота на одну клетку влево
  • вправо - переместить Робота на одну клетку вправо
  • закрасить - закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Пример алгоритма

  • Сначала необходимо написать фразу:
  • использовать Робот

Если известно сколько клеток нужно закрасить, то алгоритм решения будет следующим!


Задание №1

  • Напишите программу для решения следующей задачи, если известно сколько клеток нужно закрасить

Циклы

  • 1. Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать.

нц раз

кц

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.



Задание №2

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя цикл со счетчиком

  • 2. Цикл с условием- пока условие истинно-цикл выполняется, если ложно-то не выполняется
  • У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

  • Можно использовать частицы: НЕ, И, ИЛИ

Структура цикла с условием

нц пока справа свободно

вправо

закрасить

кц



Задание №3

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя цикл с условием:

Задание №4

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя циклы с условием:



Решение задач:

  • 2. Робота надо перевести из стартового положения в конечное, закрашивая стенки


Задание №5

  • На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится сверху от стены в левом ее конце. На рисунке приведено расположение робота относительно стены (робот обозначен буквой «Р»):

Ответ на задание №5

  • нц пока не (снизу свободно)

закрасить

Начало цикла (нц) и условие (пока не(снизу свободно)) - пишутся на одной строчке.



Конструкция если

  • сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
  • Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:
  • если условие то
  • последовательность команд
  • Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
  • если справа свободно то
  • вправо
  • закрасить

Задание №7

Длины стен неизвестны.


Ответ на задание №7

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока свер­ху сво­бод­но

впра­во

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

пока спра­ва сво­бод­но

вниз

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз


Задание №8

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.


Ответ на задание №8

пока свер­ху сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

пока свер­ху сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

пока снизу сво­бод­но

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить


Задание №9

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.


Ответ на задание №9

пока снизу сво­бод­но

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

пока снизу сво­бод­но

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

пока свер­ху сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить


Задание №10

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.


Ответ на задание №10

пока с­ле­ва сво­бод­но

пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

пока слева сво­бод­но

пока не с­ле­ва сво­бод­но

за­кра­сить

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

пока спра­ва сво­бод­но

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить


Задание №11

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.


Ответ на задание №11

пока не свер­ху сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

пока снизу сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить


Задание №12

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся лест­ни­ца. Сна­ча­ла лест­ни­ца спус­ка­ет­ся вниз спра­ва на­ле­во, затем спус­ка­ет­ся вниз слева на­пра­во. Вы­со­та каж­дой сту­пе­ни - одна клет­ка, ши­ри­на - две клет­ки. Робот на­хо­дит­ся спра­ва от верх­ней сту­пе­ни лест­ни­цы. Ко­ли­че­ство сту­пе­нек, ве­ду­щих влево, и ко­ли­че­ство сту­пе­нек, ве­ду­щих впра­во, не­из­вест­но. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния лест­ни­цы и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).


Ответ на задание №12

Дви­га­ем­ся вниз под лест­ни­цей спра­ва на­ле­во, пока не дой­дем до стыка лест­ниц:

нц пока снизу сво­бод­но

вниз

влево

влево

Дви­га­ем­ся вниз до конца спус­ка­ю­щей­ся лест­ни­цы, за­кра­ши­вая нуж­ные клет­ки на пути:

нц пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

за­кра­сить

впра­во

вниз



Ответ на задание №13

нц пока слева сво­бод­но

за­кра­сить

влево

вверх

нц пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

вверх


Задание №14

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся пря­мо­уголь­ник, огра­ни­чен­ный сте­на­ми. Длины сто­рон пря­мо­уголь­ни­ка не­из­вест­ны. Робот на­хо­дит­ся внут­ри пря­мо­уголь­ни­ка. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).


Ответ на задание №14

пока спра­ва сво­бод­но

впра­во

пока свер­ху сво­бод­но

вверх

за­кра­сить

нц пока слева сво­бод­но

влево

за­кра­сить



Ответ на задание №15

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока снизу сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

за­кра­сить

пока не (снизу сво­бод­но)

влево

вниз

пока не (спра­ва сво­бод­но)

за­кра­сить

вниз

за­кра­сить

впра­во

пока не (свер­ху сво­бод­но)

за­кра­сить

впра­во



Ответ на задание №16

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

за­кра­сить

впра­во

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока свер­ху сво­бод­но

вверх

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз