Разбираем жесткий диск компьютера. Как выкрутить шуруп из жесткого диска? Вариант No3. Выкручиваем шуруп со шлицем Torx

Ошибки 

Использование шурупов для крепления каких-либо изделий – это удобно и надежно. Но нередко бывает, что нужно срочно открутить шуруп, а подходящей отвертки под рукой нет. Безусловно, использование отвертки является самым простым и безопасным методом, но при необходимости вполне можно обойтись и без нее. Как открутить шуруп без отвертки? Сегодня вы узнаете об этом!

Начнем с того, шуруп – это цилиндрический стержень со специальной головкой, на который наноситься винтовая канавка . Производятся шурупы по целому ряду нормативных документов, среди которых ГОСТ 1144-80, ГОСТ 1145-80 и т. д.


Вместе с тем, есть два основных вида метизов – это:

  • классические шурупы ;
  • самонарезающие (также известные как саморезы).

Для обозначения в данном случае используются диаметр и длина шурупа (к примеру, изделие диаметром 5 мм и длиной 3,5 см будет обозначаться как 5х35 мм). Помимо того, метизы могут классифицироваться по форме шлица и особенностям самой головки:

  • с плоской (потайной) головкой;
  • с такой же, но уменьшенного типа;
  • с прессшайбой;
  • с головкой полусферической формы.

Все эти разновидности производятся с крестообразным шлицем, с прямым (плоским) и со шлицем Torx (последний еще известен как «звездочка»), а также с внутренним шестигранником и прочими, менее популярными вариантами. Еще существуют саморезы с головкой шести- и восьмигранной формы (кровельные), которые также изготавливаются с разными шлицами.

На заметку! По типу резьбы шурупы тоже делятся на несколько разновидностей, что обуславливается, в первую очередь, соединяемыми материалами и конкретным предназначением (по металлу, по дереву, для гипсокартона или мелких бытовых приборов).

Способы выкручивания шурупа без отвертки

Рассмотрим самые эффективные способы в зависимости от конкретного типа шлица. Начнем с крестообразного.

Вариант No1. Крестообразный шлиц

Для начала заметим, что у некоторых шурупов одно углубление на головке может быть длиннее другого. Если так, то работать следует только с углублением большей длины, чтобы упростить задачу. Еще добавим, что грани этих углублений могут стачиваться, а потому работать следует осторожно, иначе можно испортить изделие.


Один из самых простых способов – это использование монеты. Метод работает зачастую лишь с маленькими шурупами. Монету необходимо вставить в канавку, а затем провернуть против часовой стрелки.


Слабо закрученный шуруп можете попытаться открутить ногтем. Действия те же, что и в предыдущем способе.


Возьмите нож, поместите в углубление (длинное, если они разной длины) и прокрутите. Будьте осторожны, ведь если винт сильно закручен, а нож, который вы используете, низкого качества, то его (нож) можно погнуть, не добившись желаемого результата.


Шаг 5. Используйте старый компакт-диск. Поместите его край в канавку и проверните. Сам компакт-диск в результате подобных манипуляций может пострадать, а потому заранее убедитесь, что он уже не нужен. Способ точно не поможет при сильно закрученном винте.


Шаг 6. Можете пропилить ножовкой по металлу длинную канавку на головке, но данный способ эффективен только при не полностью закрученном метизе, т. е. если головка несколько выступает над поверхностью. Пилу держите под прямым углом относительно головки, пилите медленно и осторожно. Далее, когда канавка будет готова, шуруп можно вывинтить плоской отверткой или подручными средствами (к примеру, кредиткой).


Шаг 7. Возьмите плоскую отвертку подходящего размера в отсутствие крестообразной. Что характерно, это может сработать только с шурупами большого/среднего диаметра. Действуйте осторожно, чтобы не сорвать грани шлица!


Шаг 8. Еще один вариант – это использование зубной щетки. Один ее конец расплавьте зажигалкой, после чего сразу же вставьте его в углубление на головке шурупа. Немного подождав, чтобы расплавленный пластик застыл, проверните щетку против часовой стрелки. Конечно, это не поможет, если винт закручен слишком сильно.


Вариант No2. Плоский шлиц

Как уже отмечалось ранее, на головке такого винта только одно углубление. При отсутствии плоской отвертки изделие можно выкрутить подручными средствами. Посмотрим, как это можно сделать.


Используйте кредитную карточку – вставьте ее в канавку и попробуйте провернуть. Пользуйтесь только ненужной картой, ведь она вполне может повредиться в ходе выкручивания.


Также можете взять «ушко» от жестяной банки (из-под газировки, пива). Вставьте отломанное «ушко» в канавку на головке метиза, прокрутите.


Используйте обычную монету – вставьте ее в канавку и все так же попробуйте провернуть.


Шаг 5. Если винт не очень сильно закручен, можете попытаться выкрутить его ногтем. Способ не всегда эффективен ввиду очевидных причин.


Шаг 6. Попробуйте выкрутить шуруп ножом, вставив в канавку лезвие последнего. При этом будет риск того, что вы погнете нож.


Шаг 7. Последний способ – использование плоскогубцев. Подойдет, если шуруп не полностью закручен. Желательно использовать для этого остроносые плоскогубцы, а не обычные.


Вариант No3. Выкручиваем шуруп со шлицем Torx

Речь здесь идет о винтах с выемкой в виде шестилучевой звезды на головке. Такие шурупы, к слову, бывают защищенные – со стержнем в центре звезды. В любом случае, действуйте осторожно, ведь грани такого шлица могут запросто повредиться.


Попытайтесь справиться плоской отверткой. Ее жало вставьте в пару противоположных лучей, аккуратно прокрутите против часовой стрелки. А если шуруп защищенный, то отвертку вставляйте между стержнем и любым из лучей, а прокручивайте уже в противоположном направлении.


Чтобы вывинтить защищенный Torx-винт, попробуйте применить отвертку для незащищенного, но в таком случае стержень на головке придется удалить (это можно сделать, к примеру, с помощью кернера и молотка).


Еще один возможный вариант – просверлить на наконечнике обычной отвертки отверстие под стержень звезды.


Наконец, можете использовать все ту же зубную щетку, расплавив один ее конец зажигалкой (действуйте так же, как было описано в одном из предыдущих способов).


Вариант No4. Выкручиваем маленький шуруп

Сразу оговоримся, что маленькие винты особенно сложно выкрутить, не имея под рукой соответствующих инструментов. Как правило, такие шурупы встречаются в различных электронных приборах. В идеале для выкручивания должны использоваться инструменты, предназначенные для ремонта очков (с их поиском никаких трудностей не будет, да и стоят они не очень дорого). Если же такого оборудования нет, прибегните к одному из описанных ниже методов.


Таблица No1. Как вывинтить маленький шуруп.

Шаги, фото Описание действий
Используйте нож – поместите острый его конец в шлиц и попробуйте прокрутить. Желательно вставлять кончик под незначительным углом для увеличения площади соприкосновения.
Используйте пилочку для ногтей. Действуйте по аналогии с предыдущим способом.
Если под рукой есть небольшие заостренные на концах ножницы, можете воспользоваться ими. Но сразу заметим, что такие ножницы – не лучший вариант для выкручивания шурупов.
Используйте пинцет. Острый его конец вставьте в канавку и попытайтесь провернуть.

На заметку! Еще один неплохой вариант – это использование обычного гвоздя, четырехгранное острие которого идеально подходит для крестообразного шлица. К примеру, для винтов мобильного телефона подойдет 80-миллиметровый гвоздь.

Шуруп с сорванными гранями

Винты с плоской/полусферической головкой (вернее, шлицы) нередко срываются, и тому может быть несколько причин:

  • использование старого, некачественного или неподходящего инструмента;
  • неправильное вкручивание (молотком, например);
  • недостаточное усилие при откручивании/закручивании и, как результат, выскакивание отвертки из шлица;
  • «закисание» шурупа (коррозия);
  • некорректное использование метиза (без засверливания, когдо она необходимо, или для неподходящего материала).

Способ No1. Выкручивание

Внимательно осмотрите отвертку, которой выкручиваете винт, и при необходимости смените на более подходящую. Важно, чтобы жало плотно входило в канавку и не было поврежденным. Если замена отвертки не помогла, можете воспользоваться другими способами. Если нужно, к примеру, выкрутит винт из деревянного изделия, то ударьте по головке, а затем постукивайте по инструменту при каждом приложении усилий. Еще можете использовать плоскогубцы, если это возможно, о чем мы уже упоминали выше. Или можете использовать для уплотнения резинки.

На заметку! Чтобы саморез начал прокручиваться, используйте несколько капель смазывающей либо тормозной жидкости, керосина. Еще шуруп можно нагреть, чтобы он расширился – так окружающий его материал деформируется, и изделие можно будет выкрутить.


Если ничего не помогает, можно принимать радикальные меры.

Видео – Лучшие способы, как извлечь сорванный шуруп

Способ No2. Пропиливание

Шуруп любого типа можно попытаться выкрутить плоской отверткой. Используя болгарку либо ножовку по металлу, выполните в головке винта прямой шлиц. Но помните, что шлиц должен быть глубиной не менее ½ высоты головки, в противном случае вы рискуете разрушить ее. Данный способ можно использовать в комплексе с другими.

Способ No3. Экстракторы

Еще один неплохой способ выкрутить шуруп. Подберите сверло таким образом, чтобы его диаметр был меньше такового у резьбовой части метиза, проделайте в головке углубление, нарежьте там левую резьбу и вывинтите шуруп с помощью конических экстракторов. Это подойдет для всех типов головок, однако в случае с саморезами придется выбрать другой способ – они выпускаются закаленными.


Какие выводы можно сделать? Если нужно выкрутить винт с сорванными гранями, то проще всего это сделать путем приваривания (или приклеивания, если усилие не будет слишком большим) гайки либо какого-то упора к оставшейся части метиза, нагревания и выполнения пропила.

Видео – Как выкрутить слизанный винт

5 /5 (8 )

То этот фото-отчёт будет неплохим дополнением. Во-первых, в статью не вошли все фотографии, а здесь полный комплект с описанием. Во-вторых, при подготовке этого отчёта, а особенно при составлении описаний к фотографиям, вспомнились многие моменты и детали, которых нет в статье. Эти детали относятся непосредственно к конструкции жёсткого диска и будут интересны тем, кто интересуется разборкой жёсткого диска или ремонтом винчестеров.

Исходный «хард», лицевая сторона (верх)
Жёсткий диск собран на винтах «под звёздочку», тут нужна специальная отвёртка с сечением звезды, в данном случае шестигранной.
Наш подопытный имеет самый популярный интерфейс подключения жёстких дисков — SATA (хотя, для наших опытов это не имеет значения).
Жёсткий диск, после того, как он побывал в руках маленького ребёнка. Результат: оборван шлейф питания двигателя, механические повреждения платы. Итог: жёсткий диск на 100% выведен из строя.
Как выяснилось, под заводской наклейкой производитель поместил дополнительный крепёж — еще один винт «под звезду» (долго соображал, почему крышка не снимается).
Наконец-то крышка снята! Красота неописуемая. Похоже на какой-то ультра-современный проигрыватель. Всё блестит и сверкает. Даже жалко ковырять дальше (в отражении — физиономия автора).
Сфоткал еще с разных ракурсов, чтобы всё было видно в деталях. Кстати, в статье забыл сказать, а сейчас увидел: слева внизу в корпусе есть специальный кармашек, куда заложен пакетик с силика-гелем для поддержания уровня влажности внутри корпуса жёсткого диска.
Ещё один общий план для наглядности.
Штанга с пишущими (считывающими) головками. Штанга крепится на втулке. Хвост её прячется под мощным постоянным магнитом. Снизу еще один такой же магнит. Таким образом «хвост» штанги находится в магнитном поле двух постоянных магнитов.
Вот он — верхний постоянный магнит. Обычная металлическая пластина, но очень сильно намагниченная. Кстати, я уже придумал ей применение. Когда разбираешь оборудование, где есть мелкие винты (ноутбук, планшет), то таким магнитом удобно их вытаскивать из канала после выкручивания (для этого обычно магнитят кончик отвертки, но бывает, что он не намагничен). Возможно как-нибудь позже статью напишу «как намагнитить отвертку».
Хвост штанги представляет собой катушку, на которую подается электрический ток, то есть — электромагнит. При взаимодействии полей электромагнитной катушки и постоянных магнитов штанга приходит в движение. В зависимости от напряжения и интенсивности его подачи (частоты) штанга отклоняется с различной скоростью на определённый угол.
Контактная пластина, соединяющая штангу с головками и контроллер на основной плате. Довольно сложное устройство, поскольку по одному шлейфу идет полностью управление движением штанги, передача данных с дисков в память (при считывании), из памяти на головки (при записи), а так же прочие команды управления (например на стирание информации или перенос её отдельных частей). Если ещё учесть, что пишущих (считывающих) головок аж четыре штуки… в общем, сложная система передачи данных и управления.
На этом фото видно, что один из дисков снят со шпинделя. Под ним находится ещё один диск. Каждый из дисков отделяется от другого металлическим кольцом, а также алюминиевой переборкой, которая правильно называется «сепаратор». Сепаратор (разделитель) — довольно интересное инженерное решение, призванное распределять и уравновешивать потоки воздуха, возникающие при вращении дисков.
Один из дисков, вынутых из «харда» и крепление со шпинделя (надевается плотно поверх дисков и затягивается винтами с шести сторон).
Алюминиевый сепаратор. Диски внутри вращаются с огромной скоростью в несколько тысяч оборотов в минуту, в зависимости от модели и производителя. При этом возникают сильные потоки воздуха, которые не дают пишущим/считывающим головкам касаться дисков (процесс чтения/записи происходит на некотором расстоянии в несколько нм). Сепаратор призван уравновешивать воздушные потоки для улучшения аэродинамики. Конструкция головок и сепаратора специально рассчитана с учётом этих воздушных потоков.
Жесткий диск со снятыми со шпинделя дисками.
Шлейф, который питает и управляет двигателем жесткого диска, безжалостно вырван. Из этого можно сделать вывод, что этот жёсткий диск восстановлению уже не подлежит.
Снятая с оси штанга с головками и шлейф с контактной пластиной.
Штанга в профиль. Хорошо видно, что она имеет четыре головки на конце. Один из контроллеров управления находится непосредственно на штанге.
Плата блока управления — мозг жёсткого диска. Здесь все контроллеры управления механикой, микропроцессор, кэш памяти, чип ПЗУ с прошитыми в него всеми параметрами устройства, начиная от производителя, № партии, даты и заканчивая техническими параметрами…
Два постоянных магнита, между которыми движется «хвост» штанги с головками. Не знаю зачем сфоткал, просто чтоб было.

Если ваш жесткий диск вышел из строя, вы можете разобрать его на детали. Но подобная процедура требует определенных навыков. Чтобы грамотно разобрать винчестер, важно знать несколько полезных правил.

Если вы хотите отремонтировать жесткий диск, то знайте, что его нельзя вскрывать в домашних условиях. Во время сборки винчестера внутри коробки специально создают вакуум, благодаря которому устройство может работать длительное время. Если вы вытяните жесткий диск, он придет в негодность после нескольких секунд нахождения на воздухе. Поэтому разбирать устройство можно только в том случае, если вы полностью уверены в его неисправности. Прежде чем снять винчестер, выключите компьютер и вытяните провод из розетки. Если вы используете стационарный компьютер, снимите боковые панели с системного блока. На задней части крышки находится шесть болтов. Открутите их, чтобы вытащить винчестер без лишних препятствий. Отсоедините все провода и шлейфы, которые подключены к винчестеру. Делайте это очень аккуратно, чтобы не повредить провода. После этого вы можете приступить к откручиванию крепежных болтиков жесткого диска. Если вы хотите снять винчестер, который находится в ноутбуке, сперва полностью отключите его от питания, закройте крышку и переверните. Вытащите из компьютера батарею. На корпусе ноутбука находится специальная защелка. Одной рукой захватите ее, а второй надавите на заднюю панель компьютера снизу вверх. Действуйте осторожно – чтобы ничего не сломалось, приложите равномерные усилия. Затем крышка поддастся – и вы сможете снять ее с корпуса.


На некоторых устройствах маркировка отсутствует. Если ее нет – придется поочередно открывать все крышки на задней панели. Винчестер расположен под черной пленкой. На штекере его кабеля находится выступ. Отсоедините кабель от разъема. Затем снимите закрепляющие винты. На корпусе винчестера находится выступ – потяните за него и осторожно извлеките устройство. Приготовьте коробку для маленьких деталей, винчестер, набор тонких отверток и нож. Протрите рабочую поверхность от пыли сухой чистой тряпкой. Снимите материнскую плату, на которой размещены резисторы, транзисторы, маленькие схемы и т.д. Выкрутите три главных винта и аккуратно снимите ее. Под платой расположена крышка винчестера со всеми деталями.


Открутите семь винтов и снимите крышку. Затем снимите блок с магнитными головками. Для этого открутите два винта с двух сторон винчестера. Еще один винт расположен по центру – открутите и его. Будьте осторожны – записывающие головки имеют мощные магниты, поэтому вы рискуете прищемить себе пальцы. После этого открутите четыре винта и снимите диски с двигателя.


Основу двигателя держат три винта. Открутите их. Внутри двигателя размещены катушки. Они вращаются благодаря вклеенному магниту. Осторожно извлеките из крепления все катушки и магнит. После этого у вас останется пустой винт. На этом процедура разборки подходит к концу.


Теперь вы знаете, как разобрать винчестер на мелкие детали. Старайтесь действовать неспешно и осторожно – тогда вы ничего не повредите и извлечете необходимые элементы в целости и сохранности.

Доброго всем времечка! Эта статья посвящена теме устройства жёсткого диска HDD, работающего через интерфейс SATA и носит ознакомительный характер! Мы с Вами наглядно посмотрим как разобрать жёсткий диск. Будем просто его разбирать и наглядно изучать его устройство.

Поэтому сразу

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: нельзя разбирать жёсткий диск компьютера! Никогда и ни в коем случае не делайте со своим «хардом» то, что описано в этой статье! Далее Вы увидите и поймёте, почему нельзя разбирать «рабочий» жёсткий диск. Мы же с Вами в этой статье будем разбирать совершенно неисправный HDD, который уже не подлежит восстановлению.

Начнём с внешнего осмотра. Лицевая сторона с металлической крышкой и наклейкой выглядит вполне приятно. Обращаю Ваше внимание на то, что эта крышка крепится специальными винтами под «звезду». Впрочем, такими винтами крепятся абсолютно все узлы жёсткого диска.

А вот то, что мы с Вами видим с обратной стороны (днище) повергнет в шок любого радиолюбителя, да и любого человека, который хоть какое-то отношение имеет к электронике. Отчетливо видны глубокие царапины на плате управления, а также отсутствие шлейфа от контроллера управления двигателем.

Так что вывод однозначный: наш «хард» побывал в руках вандала или, скорее всего, маленького ребёнка и является не рабочим с вероятностью 100%.

И второй вывод: жёсткий диск — штука хрупкая и требует особого обращения. Поэтому нельзя его ронять, кидать, швырять, разбирать и, уж тем более, оставлять наедине с маленькими детьми.

Итак, вооружившись отверткой «под звезду», откручиваем все винты крышки. Она почему-то сниматься не хочет! Оказывается, под заводской наклейкой скрывается еще один винтик. Откручиваем его, снимаем крышку и любуемся красотой этого инженерного чуда. Красиво, не правда ли? Похоже на какой-то дорогой проигрыватель. Хотя, в общем, по сути оно так и есть.

Основу нашего «харда» составляют два алюминиевых диска, покрытых ферромагнитным слоем (диски могут быть из любого другого немагнитного материала, например из прочного стекла, значение имеет только покрытие). Второй важнейшей частью является подвижная штанга с головкой записи/чтения.

Принцип действия схож с обычным проигрывателем виниловых дисков: диски вращаются, а головка движется вдоль дисков, считывая намагниченные области. Запись происходит точно так же, только головка при этом сама намагничивает/размагничивает определенные области. Однако, если в проигрывателе головка снабжена иголочкой для считывания звука с пластинки и как бы ползёт по ней, царапая, то в жёстком диске головка не касается поверхности дисков — всё происходит электромагнитным путём.

Вращением дисков заведует небольшой двигатель, управляемый контроллером на плате (шлейф от которого в нашем случае оборван). Движение штанги с головкой осуществляется по принципу электромагнита. В задней части она имеет катушку, на которую подается электрический ток. Сама же катушка расположена между двух постоянных магнитов. В зависимости от силы тока меняется напряжённости электромагнитного поля и штанга отклоняется на определённый угол. Этим механизмом управляет отдельный контроллер. Видите на снимке выше справа от штанги шлейф? Именно через него происходит управление, а так же обмен данными между головкой и платой (мозгом жёсткого диска).

Как мы уже отметили, в конструкции «харда» имеется два диска, надетых на шпиндель двигателя и разделённых втулками и специальной переборкой. Поскольку дисков два, то и головок тоже должно быть две. Ан-нет! На самом деле головок четыре, поскольку запись/чтение происходит с обеих сторон каждого диска.

Плату, к сожалению, аккуратно снять не удалось, поскольку «звёзды», которыми она крепится гораздо меньшего размера. Поэтому я её просто максимально аккуратно выломал.

На плате находятся:

  • чип, наподобие BIOS, в котором записан производитель, модель, ёмкость и другие заводские параметры
  • несколько контроллеров управления механическими частями
  • кэш (небольшая оперативная память) для обмена данными
  • непосредственно модуль передачи данных, в том числе и по интерфейсу SATA (внизу на плате видны от него контакты)
  • микропроцессор, который управляет и синхронизирует работу всех модулей
  • прочие вспомогательные микросхемы

ПОЛЕЗНОЕ:

Подводя итог, хотелось бы сказать две вещи.

Во-первых , статья носит чисто ознакомительный характер. Она просто наглядно демонстрирует то, как можно теоретически разобрать жесткий диск и демонстрирует его внутреннее устройство. Разбирать рабочий, нормальный жёсткий диск нельзя.

Второй момент связан с первым. Мне бы очень хотелось, чтобы читатель, теперь уже зная об устройстве жёсткого диска и посмотрев наглядно из каких частей он состоит, в очередной раз, пытаясь подключить свой диск к другому компьютеру (не важно каким способом) или при производстве , понимал, что жёсткий диск — устройство электронное и в тоже время электромеханическое. В нём множество мелких и хрупких деталей, открытая плата, много движущихся механических деталей. Вместе с тем данный «девайс» не из дешёвых. Поэтому, друзья мои, будьте со своим «хардом» помягче, любите его)))

А если серьёзно, то будьте предельно аккуратны при подключении и транспортировке жёстких дисков, дабы срок их службы продлился как можно дольше.

P.S. полный фотоотчёт о том, как происходила разборка этого жёсткого диска Вы можете посмотреть .

    1. Присвойте букву диску, система не увидит диск без буквы.
    2. Программа типа Acronis вам в помощь.
    3. Можете найти заугрузочный partition magic, и при помощи его работать с разделами.

    Проще "запaролить" пользовательские аккаунты операционной системы (но учти, что в ОС Windows его достаточно просто "обнулить"). А пароль на весь диск можно установить при помощи спец. софта для шифорования данных (DriveCrypt, к примеру).

    не знаю что это, но зайди в корень этого диска "сторонним файл менеджером", который показывает скрытые и системные файлы, Far-ом например, и поудаляй там всё, или хотя-бы посмотри какие там файлы есть. а лучше всего - перепиши оттуда всё что тебе надо, и отформатируй.

    Ммммм дай ка посмотрю...
    у меня 80(на работе) и зватает

    а дома нотик с 60, тоже хватает

    ПыСы А хвастаться не хорошо. Тебя что мама не учила? :)

    Причём тут перемычки, если диск даже "не жужит" ? То есть, пластины не крутятся. И перемычками это не лечится.
    Либо диск совсем сдох. Либо, если оооочень повезло, сработала защита по питанию. И это можно вылечить в мастерской.

    http://shmizok.times.lv

    когда китай востоновитса после того мего цунами(((

    До возможно... при формате ты вибираеш какой из дисков ты хочеш Форматнуть...

    если посмотреть в интернете, программ, которые могут решить эту проблему, уйма. большая их часть - платные (shareware по туземски), но это не значит, что даже платная программа не будет нести вреда работоспособности твоего агрегата. очень не рекомендуется использовать программы данного типа, они не дают ни какой гарантии, темболее те, которые будут ставить защиту на уровне загрузочного сектора жесткого диска - потеряешь ещё основной (primary типо)...