Современное общество, рынок товаров, услуг и труда характеризуются быстрыми темпами изменений, которые во многом вызваны интенсивным развитием ИКТ. Роль компьютера в жизни рядового человека стремительно возрастает. Компьютер применяется практически во всех сферах общественной жизни: в образовании и медицине, на телевидении и радио, в промышленности и сельском хозяйстве и т.д., где он оказывается эффективным вспомогательным средством. Сегодня ИКТ стали достоянием и небольших предприятий, и магазинов, и учреждений, и бюро по трудоустройству, и даже ферм.
С помощью компьютерных систем осуществляется ведение документации, обеспечивается электронная почта и связь с банками данных. Компьютеры находят применение при выполнении широкого круга производственных задач, обеспечивают бесперебойную работу различных агрегатов. Сети ЭВМ связывают разных пользователей, расположенных в одном учреждении или находящихся в различных регионах страны и т.д.
Все это свидетельствует о том, что важнейшим условием полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности является компьютерная грамотность граждан. Это значит, что любой человек должен иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), уметь пользоваться услугами глобальной сети Internet.
В области персонального компьютера (ПК) пользователь должен знать:
что такое ПК;
как работает ПК;
где применяется ПК;
какой компьютер купить, исходя из своих потребностей;
основные устройства ПК (внешние и внутренние);
единицы измерения информации;
правила ухода и техники безопасности работы за ПК;
элементарные сведения о программном обеспечении;
способы установки и удаления программ с ПК.
Пользователь должен, как минимум, уметь правильно включить и выключить ПК, пользоваться клавиатурой и мышкой, подсоединять внешние устройства к ПК, устанавливать и удалять с компьютера программы, выбрать ПК, отвечающий его задачам.
В области операционной системы Windows пользователь должен знать:
что такое операционная система (ОС);
как ОС управляет персональным компьютером;
какие ОС существуют; стандартные программы Windows (Блокнот , WordPad , Paint );
понятие Рабочий стол ;
структуру окна Windows;
что такое файлы и папки ;
что такое дерево каталогов ;
что такое Проводник, Буфер обмена, программа Поиск, Справочная система Windows ;
что такое архивы и зачем они нужны;
что такое компьютерные вирусы и способы защиты от компьютерных вирусов.
Пользователь должен уметь управлять окнами (осуществлять взаимодействие нескольких окон); запускать и использовать стандартные программы; пользоваться справочной системой Windows; использовать в работе программу Проводник ; владеть различными способами работы с файлами и папками (создавать, давать имена, переименовывать, копировать, перемещать, удалять папки и файлы, восстанавливать удаленные в корзину); создавать ярлыки для часто используемых файлов; копировать файлы на дискету, флеш-карту; записывать на СД; осуществлять поиск папок и файлов на своем ПК; создавать архив и извлекать файлы/папки из архива, пользоваться антивирусными программами (уметь проверить на вирус внутренние и съемные устройства).
В области локальной сети пользователь на основе знаний (что такое локальная сеть , сервер , сетевой принтер ) должен уметь?
просматривать ресурсы локальной сети,
организовать доступ к ресурсам своего ПК в локальной сети,
владеть способами печати в локальной сети.
В области работы в приложении MS Word пользователь должен знать,
что такое MS Word,
структуру окна Word и назначение основных панелей инструментов, основные правила ввода текста;
способы создания и работы с документами: элементарные способы вставки таблиц, рисунков, Автофигур и объектов WordArt, редактирования изображения и т.д.
На основе этих знаний пользователь должен уметь:
создавать документы с помощью Word;
красочно оформлять документы с помощью рисунков,
рамок, заливки, фона, и объектов WordArt;
создавать и оформлять таблицы в документах;
осуществлять проверку правописания;
владеть способами форматирования документа (работы со шрифтом, колонтитулами, списками, колонками);
выводить документы на печать.
В области работы в MS Excel пользователь должен иметь представление о том, что такое MS Excel, знать:
структуру окна Excel и назначение основных панелей инструментов; структуру электронной таблицы (столбцы, строки, ячейки);
способы форматирования и редактирования ячеек (добавление, удаление, объединение и т.д.);
понятия Автозаполнение , Формула , Автосумма , Сортировка данных , способы построения диаграмм и т.д.
заполнять электронные таблицы произвольными и однородными данными; форматировать, добавлять, удалять, объединять ячейки;
производить простые расчеты с помощью формул;
сортировать данные по возрастанию, убыванию и алфавиту;
строить графики и диаграммы на основе таблиц;
оформлять печатные документы с помощью программы Excel.
В области работы в MS PowerPoint пользователь должен иметь представление, что такое MS PowerPoint, знать эффективные способы создания презентаций с помощью шаблонов,
уметь использовать конструктор и шаблоны в оформлении слайдов при создании презентации;
проводить настройку анимации;
демонстрировать презентации.
В области работы в Internet пользователь должен иметь представление о том, что такое Internet и информационно-поисковые порталы;
знать критерии выбора провайдера;
возможности е-mail, ftp, WWW , IP -телефонии;
основы работы с браузером Internet Explorer ;
понятие “ электронное правительство ”;
виды Internet-услуг;
способы осуществления е-платежей;
как работает электронная почта; что такое дистанционное обучение .
На основе этих знаний пользователь должен уметь:
подключиться к сети Internet дома;
осуществлять поиск необходимой информации по казахским и зарубежным ресурсам с помощью различных поисковых систем;
сохранять полученную информацию на своем ПК;
пользоваться Internet-услугами, чатами, форумами;
получить бесплатный личный почтовый адрес;
настроить почтовую систему дома,
создавать, отправлять и принимать электронные письма,
прикреплять файлы к письмам .
Углубленный анализ обозначившихся к настоящему времени подходов к определению и интерпретации сущности информатики приводит к выводу, что одной из наиболее объективных является трактовка академика Глушкова В. М.: информатика есть атрибут, органически присущий цивилизованному обществу, имеющему своим предметом удовлетворение информационных потребностей основных сфер его жизнедеятельности.
Современная актуальность информатики непосредственно связана с развитием средств вычислительной техники, телекоммуникаций, искусственного интеллекта. В материалах, опубликованных Центром информатики ЮНЕСКО, посвящённых системе опережающего образования, информатика определена в настоящее время как фундаментальная наука в которой выделены три основных направления:
Теоретическая информатика;
Техническая информатика;
Социальная информатика.
Общество конца ХХ в. часто называют информационным, а изменения в нем - информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад - люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в режиме реального времени. Создается впечатление, что законом жизни в наше время становится утверждение Н. Винера: "Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией". Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
К сожалению, у р о в е н ь и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой - отсутствием системы подготовки грамотных потребителей информации. Особую тревогу вызывает эта проблема по отношению к молодежи.
Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры подрастающего поколения - очень важная задача. Ее решением в первую очередь должна заниматься школа. Уже более 10 лет в школах страны преподается специальный предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Первоначально ставились цели обучения школьников основам компьютерной грамоты и языкам программирования, использования компьютеров для изучения других дисциплин, а также для профессиональной подготовки в области вычислительной техники. Нельзя сказать, что эти цели полностью достигнуты - до сих пор у значительной части школ нет компьютеров.
Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества системой образования ставится новая цель - формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Суть реформы образования в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, базах знаний, компьютеризованных архивах, справочниках и энциклопедиях. В настоящее время доступа к такой "электронной" информации в школах практически нет.
Мы живем в век технического прогресса и информационных технологий. Компьютеры уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, они окружают нас повсюду.
Дети с пеленок пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Маленький ребенок осваивает компьютер с помощью игр, видеороликов, социальных сетей, мессенджеров – использует его, в основном, для развлечений. Но компьютер – это не только игрушка, но и отличный инструмент для познания, развития и создания нового. Своевременное обучение детей компьютерной грамотности позволит ребёнку из потребителя контента превратиться в его создателя, стать опытным пользователем ПК.
Компьютерная грамотность включает в себя умение работать на компьютере и других информационных устройствах, владение основными офисными программами, понимание главных терминов информатики, а также навыки работы с текстом, создания баз данных, самостоятельного управления папками и файлами.
На курсах в нашей школе ваш ребенок:
Курс «Компьютерная грамотность для детей» проводят опытные преподаватели-практики. Мы рекомендуем его всем коддикам от 9 лет. Вся информация преподносится в легкой и доступной для детей форм: минимум теории и максимум практики.
По завершении курса ребенок:
Ученики демонстрируют свои знания, решая задачи своим собственным способом, объясняя алгоритмы своими словами, помогая одногруппникам исправлять ошибки и создавая презентации по своим законченным проектам.
Во время обучения мы оцениваем как практическую сторону вопроса (как это сделать?), так и понимание темы (почему и зачем).
Ученики демонстрируют свои знания, решая задачи своим собственным способом, объясняя алгоритмы своими словами, помогая одногруппникам исправлять ошибки и создавая презентации по своим законченным проектам.
Теперь без компьютера уже точно не проживешь. Не только для того чтобы устроиться на работу, но и даже для того, чтобы продолжать работать, приходится подтверждать его знание. Случается, сдавать экзамены на знание компьютера приходится сотрудникам, проработавшим и двадцать, и тридцать лет. И не имеет значения – кандидат наук, доктор, профессор… Не сдал – ищи другое место работы. А ведь беда заключается в том, что очень многие, работая с компьютером, знают исключительно те приложения, с которыми работают, и не в состоянии справиться с простейшим заданием в чем-то ином, не понимают логики работы вычислительной техники. Ну и плюс незнание терминологии, по принципу «вот показали нажимать эту кнопочку». Так что даже те, кто, казалось бы, не слазит со своего ноутбука, на поверку оказываются компьютерными невеждами. Это касается, кстати, и молодежи – нередко ребята, видящие в ВК сутками, не в состоянии элементарно изменить размер шрифта в Wordили сделать простейшую презентацию.
Что же включает в себя понятие «компьютерная грамотность»?
По определению, это – комплекс знаний и умений, необходимый для работы с вычислительной техникой. Детализируя, можно выделить:
«Определение», что у компьютера есть «эта коробка, которая сам компьютер, есть экран и мышь», увы, мне случалось слышать от взрослых людей, годами использующих вычислительную технику. Однако в норме необходимо знать, что такое процессор, оперативная память, жесткие диски, дисководы, каковы их основные параметры – например, быстродействие – для процессора, объем – для памяти и т.д.; какие бывают мониторы. Только зная их, можно выбрать необходимый и достаточный для работы инструмент (это многим приходится объяснять).
Я не случайно выношу это в отдельный пункт. Если с подключением мыши или колонок ни у кого проблем не возникает, то уже подключение принтера может для многих превратиться в критическую проблему, поскольку они не знают, что надо установить на компьютере драйвер устройства, а если его нет – найти и скачать драйвер устройства. Возникают даже проблемы с подключением мультимедийного проектора!
Оно часто не превышает уровня «вот экран, а на нем надо нажать вот эту картинку». Поэтому требуется знание, как минимум, как пользоваться окнами, меню «Пуск», панелью управления, самостоятельно изменять простейшие настройки.
Word – создание текстовых файлов, редактирование текста, изменение шрифта, начертания и кегля, настроек страницы, использование шаблонов и сервисов, включая проверку орфографии. К этому мне часто хочется добавить и умение пользоваться клавиатурой – я всегда показываю, как работать по несколько подзабытой десятипальцевой системе; все-таки это ускоряет работу.
Excell – знание таблиц, шаблонов, использование статистики, создание диаграмм.
PowerPoint – умение создать слайд, в том числе не используя шаблоны, изменить фон, оформление слайда, переход слайда, настройки анимации, умение вставить картинки и звук.
Добавлю, что появление новых версий многих повергает в уныние, поскольку «кнопки не там, не могу найти». Поэтому требуется умение переориентироваться на использование нового оформления и новых возможностей, устранение страха допустить ошибку. Такой страх – явление, очень распространенное у немолодых пользователей.
По ходу работы нередко возникает потребность в использовании специфических приложений, будь это бухгалтерия, работа с картами, фотографиями, видео или звуком. В этой ситуации ближайшее окружение часто не может ничего подсказать. Умение понять логику программы, использование помощи, поиск подсказок в Интернете – этим необходимым навыкам приходится обучать дополнительно.
Это – самое простое. Поскольку даже самые неопытные регулярно путешествуют по Интернету, сидят в соцсетях. Однако необходимы знания о поиске информации, задании корректных поисковых запросов. Часто проблемой становится работа с разными браузерами.
Все перечисленное позволяет полноценно использовать компьютер, чувствовать себя при работе комфортно. И, что самое интересное, процесс освоения этих знаний совсем не длителен, и не представляет сложности даже для тех, кто имеет страх перед компьютером. Иногда достаточно 9-10 семинаров (как раз по количеству умений), чтобы освоить этот объем знаний.
Приветствую вас, уважаемые посетители!
Сегодня я хочу продолжить тему, которую начал в . Это тема - компьютерная грамотность.
1. Прежде всего вам необходимо хорошо разбираться в вашем компьютере , хорошо изучить его возможности, правила эффективной работы с компьютером, .
В дальнейшем это сильно сэкономит ваше время и нервы.
Вы можете записаться на курсы по компьютерной грамотности в вашем населённом пункте или в какой нибудь бесплатной школе, которых довольно много в интернете.
А можете изучать компьютер самостоятельно по книжкам или видео курсам.
за лучший блог
за лучший видео канал
за лучшую презентацию
Это доказательство того, что я проходил интернет школу. Но, напомню, я уже имел опыт работы с компьютером и сёрфинга в интернете.
2. Второе, что бы я посоветовал , это обучение быстрому набору текстов на клавиатуре.
Ещё до интернет - школы я самостоятельно изучил эту науку, которая позволяет мне сейчас бегло печатать любой текст.
Какие преимущества даёт этот навык, думаю, объяснять не нужно. Хотя может кто не знает - это колоссальная экономия времени.
Я пробовал оба варианта. Я просто по человечески рекомендую вам пройти этот курс.
3. Третье, что необходимо изучить , это интернет сервисы, браузеры и прочие премудрости интернет сёрфинга.
В том числе в первую очередь интернет - безопасность.
Вот это, на мой взгляд, три кита, на которых будет основан или не успех в интернете.
И не важно, чем вы там будете заниматься: , изучением различных материалов или просто времяпрепровождением.
Вы можете обратиться ко мне, за советом, где взять и какой курс лучше изучать (какого автора).