Ламповый предварительный усилитель на 6н23п пп. Н6П. Резистивный каскад

Windows 7


В статье я попробовал передать некоторый опыт построения универсального предварительного усилителя на лампах.
Почему на лампах?
Потому, что данная конструкция изначально предполагала совместную работу в составе лампового аудиокомплекса, в который помимо него должны войти два ламповых моноблока (однотактные, 6Э5П + ГУ-50).
Моноблоки пока еще не готовы, но при проведении испытательных прослушиваний был использован аналогичный по составу интегральный стереоусилитель, показавший совместно неплохие результаты.
В конечном итоге, все упирается в акустические системы. Чем выше их качество, тем меньшее надо вмешиваться в звуковой тракт.
Хорошо настроенный и правильно сделанный усилитель (не обязательно ламповый), совместно с добротной акустикой, не требует применения различного рода "улучшайзеров" и "оптимайзеров" (ИМХО). Это в идеале.
Ну а что делать с нашими малогабаритными комнатами, ограниченными финансовыми средствами (у большинства, я думаю), когда все равно хочется не просто послушать любимую музыку, но и получить определенную дозу адреналина и прочувствовать драйв?

Когда мой хороший друг, замечательный спортсмен, меломан и жизнелюб попросил соорудить ему предусилитель для домашнего стереокомплекса, то ТЗ (техническое задание, понимаешь) звучало следующим образом:
-чтоб обязательно ламповый;
-чтоб была тонкомпенсация, но в меру;
-чтоб НЧ и ВЧ можно было крутить "по полной";
-чтоб завести на него не менее 4-х источников сигнала;
-чтоб регулировать громкость раздельно по каналам;
-чтоб можно было "поиграться" межблочным кабелем от преда к УМЗЧ;
-ну и чтоб дизайн "кирпичиком" (такой, понимаешь, компьютерный хай-тек), ну и лампы спрятать, а то кругом и так пыли полно.
Вот такие исходные параметры. Крутите, Шура, крутите! :dance:


После анализа ситуации, был сделан вывод о том, что не все выходные каскады источников сигнала, даже с низким выходным сопротивлением, способны работать на довольно сложную комплексную нагрузку, которую представляет из себя пассивный мостовой регулятор тембра Баксандала, особенно те, которые имеют изначально малый ток покоя, и, возможно, низкую нагрузочную способность. Справедливости ради надо сказать, что номиналы переменных резисторов были уменьшены до 100к (по оригинальной схеме МАИ - 200...220к), просто потому, что такие имелись в наличии.
Итак, нужен буферный каскад, с хорошей нагрузочной способностью, низким выходным сопотивлением, током покоя не менее 8-10 мА, обладающий хорошей импульсной характеристикой и низкими гармоническими искажениями. Лампу берем такую-же, как в исходной схеме, 6Н23П. Несмотря на большое количество споров вокруг ее применения в аудиотехнике, считаю, что ее использование вполне оправдано во многих практических случаях, в том числе и в этом конкретно.
На лампах не экономим, учитывая ее дешевизну и доступность, на входе ставим повторитель Уайта, по одной лампе на вход каждого канала, на выход - усилитель напряжения, - итого - три двойных триода 6Н23П, недорого и сердито.
Почему повторитель Уайта? ,- спросите Вы. Поясню этот выбор так:
-в отличие от обычного катодного повторителя с коэффициэнтом передачи около 0.7...0.8, здесь мы имеем уже 0.96 и возможность получить общий коэффициэнт передачи около 1.0 (затухание в пассивном РТ компенсирует выходной каскад УН);
-за счет наличия положительной ОС в повторителе Уайта, имеем пониженное выходное сопротивление по сравнению с простым катодным повторителем;
-при "оптимизированной" величине положительной ОС получаем небольшой коэффициент гармоник и "живое" натуральное звучание.
Опять же, ничего нового не придумываем, все уже давно придумано и оптимизировано известными аудио-гуру, такими как Джон Бруски и его сподвижниками, повторившими неоднократно эту конструкцию.

Этот регулятор громкости на резисторе с одним отводом решено поставить на вход после коммутатора. Вообще-то нагрузка тоже "не сахар", надо проверить, как она поведет себя после всего уже на опробованных источниках сигнала. Оказалось, что вполне прилично, поэтому заканчиваем макетирование, рисуем схему -

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только


В принципе, я думаю, что сама схема в особых комментариях не нуждается. Хочу отметить, что реализованный на лампе 6Н23П повторитель Уайта способен работать на весьма низкоомную нагрузку, ну, например, головные телефоны сопротивлением 30 ом и даже меньше. А сам пассивный темброблок Баксандала рассчитан по программе, любезно предоставленной Евгением Анатольевичем Москатовым. Программа очень удобна и функциональна, проста в использовании и позволяет получить быстрый результат в расчете величин резисторов и конденсаторов на основании имеющихся в наличии радиолюбителя потенциометров.
Заканчивая со схемой самого предусилителя, упомяну, что стоящий на выходе классический УН на той-же 6Н23П имеет ток покоя около 10 мА, выходное сопротивление порядка 2.5 кОм и позволяет настойчивым экспериментаторам и любителям не только покрутить разные ручки, но и подогнать под нужное звучание "заветный" компонент аудиотракта, поигравшись вволю с различными межблочными кабелями.

Использован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50.Анодное напряжение получено путем схемы удвоения и никаких характерных особенностей не имеет.
Напряжение накала стабилизировано, от него же запитаны герконы и цепи индикации включенного источника сигнала, а также цепь задержки включения высокого напряжения (приблизительно на 40 сек.), собранная на регулируемом стабилитроне SR1, транзисторе Т2, реле RL1 (РЭС-48 паспорт РС 4.590.204, 6 Вольт, 42 ом) и времязадающих элементах R5C9. Для нормальной работы схемы задержки, конденсатор С9 должен быть с малым током утечки, здесь он составлен из двух, включенных параллельно танталовых электролитов еще советского производства. Диод D13 - разрядный, позволяет быстро восстановить работоспособность схемы задержки после выключения питания.
Переключатель-селектор входов можно использовать практически любой, ну, например, галетный. Он не влияет на прохождение звукового сигнала, а лишь коммутирует соответствующие катушки герконов и цепи индикации включения выбранного источника. У меня под рукой оказался какой-то 2-х секционный импортный галетник, на 5-ть позиций, т.к. количество входов равно четырем, то 5-е пары контактов не используются. Индикаторные светодиоды выбраны синего цвета, диаметром 3 мм и хорошо вписываются в "интерьер". На их месте могут работать практически любые светодиоды, в том числе и лампочки накаливания,- кому что нравится.
Вместо обычно используемого способа подачи "поднимающего" потенциала в цепь накала ламп от резистивного делителя напряжения (для защиты от пробоя накал-катод и устранения фона), здесь применен часто используемый зарубежом способ соединения шины накала после стабилизатора на землю, через высоковольтный конденсатор С11.
Обмотки трансформатора питания скоммутированы соответствующим образом, чтобы получить нужные напряжения и токи. У стандартного ТАН-1 , две накальные обмотки по 6.3 вольта соединены параллельно (что несколько маловато, но что поделаешь), для получения рабочего напряжения накала (6.1 в) использован транзистор (КТ819) с низким напряжением насыщения коллектор-эмиттер и коэффициэнтом усиления по току h21э около 80. На плате он установлен на небольшой радиатор, под который предусмотрены крепежные отверстия.

установленной вертикально на 2-х 10 мм стойках -


с тыльной стороны передней панели:

Сами переменные резисторы имеют конструкцию под печатный монтаж -


Они устанавливаются с одной стороны печатной платы, все остальные элементы - с другой.
Плата коммутации с герконами:

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только

размещена на задней стенке, вблизи входных RCA разъемов, также на 2-х 10 мм стойках, применяемых для крепления печатных плат.
Плата двусторонняя, с одной стороны - печатные дорожки, - с другой - экран с раззенкованными под ножки отверстиями.
Сами герконы - с двумя группами контактов, китайского происхождения (куда уж без них),
как уже упоминалось типа TRR-2A-05-D-00 в корпусе DIP.
Кремниевые маломощные диоды, гасящие самоиндукцию, крепятся пайкой прямо к соответствующим ногам герконов. Обе платы закрыты сверху экраном также из фольгированного стеклотекстолита. Все они соединены с нулевой шиной.
Блок питания также собран на печатной плате-

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только


установленной вертикально на средней полочке при помощи алюминиевого уголка, под ней смонтирован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50. Стандартная силовая евророзетка с предохранителем внутри установлена внизу задней стенки. Сами лампы также размещены на средней полке и вся соответствующая им "обвязка" смонтирована объемным монтажем на ламповых панельках и вспомогательных монтажных лепестках, размещенных рядом с ними. Соединения анодного питания и накалов ламп выполнены витыми медными парами одножильных проводов 5-й категории диаметром 0.53 мм, которыми прокладываются компьютерные сети. Их длина должна быть минимальна, по получившемуся конструктиву. Экранированный кабель, соединяющий выход коммутатора со входом регулятора громкости - высокого качества марки FURUTECH. Соединение сигнальных цепей РГ и РТ с печатных плат на входные лампы выполнены экранированными проводами, используемыми для инсталляции аудиооборудования фирмы CLARION. Их длина также должна быть по возможности минимальной.

Все внутренности видны на фото:




Особых комментариев, я думаю, здесь не нужно. Нулевая жила сделана из медного провода 1.5 мм и соединена с корпусом в одной точке на задней стенке блока. Конденсаторы фильтра питания С3, С4, С13 и С14 смонтированы непосредственно на лепестках монтажных панелек вблизи ламп.
Все органы управления выведены наружу, в самом низу - выключатель питания, чуть выше - 4-х позиционный галетный переключатель для управления переключением герконов и индикатора селектора входов, 4-е синих индикаторных светодиода, далее раздельные регуляторы громкости и регуляторы НЧ и ВЧ.
Конструкция не содержит никаких супер аудиофильских деталей, все резисторы - типа МЛТ, рассчитанные на соответствующую мощность, конденсаторы - пленочные, типов К73-9, К73-11, К73-17, также на соответствующие напряжения. Электролиты производства Тайвань, аналогичны нашим К50-35 на напряжение 400 в.
Транзисторы в блоке питания можно применять практически любые, подходящие по параметрам указанным на схеме, выбор их не критичен. Диоды в анодном питании - любые фасты на 600 в и ток не менее 1 А, а в выпрямителе накала - можно применить любую диодную сборку на ток не менее 3 А и напряжение 50 в. Дроссель на 0.5 мГн - от старого немецкого телефона, можно поставить любой другой или заменить его резистором величиной в сотню Ом (1 ватт).
Силовой трансформатор ТАН-1 также был выбран потому, что оказался в старых запасниках. Он закреплен на среднюю полочку через резиновый коврик и работает тихо, без гудения.
Для устранения ненужных вибраций и микрофонного эффекта, на днище блока приклеены четыре резиновых ножки от старого телефона при помощи двустороннего автомобильного скотча марки 3М.

Для самоделкиных-любителей, умелых рук мастеров и профессионалов, имеющих необходимый парк станков, привожу чертежи элементов конструкции корпуса. Может кому пригодится.
🕗 28/01/11 ⚖️ 244,91 Kb ⇣ 212 Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.

Хорош! Халява кончилась. Хочешь файлы и полезные статьи - помоги мне!

Решил использовать маленький корпус от кабельного тюнера. Получилось неплохо.

Остались небольшие недоделки - сделать индикацию входов. Четыре входа, седектор выведен под крышку. Индикация будет подсвечеыми надписями с названием входов.


Почему то фото вставляется боком....Ну да ладно, потом подправлю.

Как видно из фото схема всё та же, что и предидущий предвар на этой лампе.Питание 65 вольт - хотел сделать 90-110 но не нашел приличных конденсаторов в анодное. Накал переменкой - фона нет совершенно. Вот в чем прелесть низкого питания.
Два трансформатора в питании, накальный и анодный.Пробовал выпрямить накал германиевыми диодами Д302 - не пошло. Стабилизировать тоже пробовал...
Диодный мост на германии Д7Ж, конденсаторы Рифа элит. Дроссель такого размера не мог долго найти - оказалось от носимой радиостанции Р-105 как раз 10 генри и сопротивлением 150 ом...
Схема обычный каскад на половинке 6Н23П-ЕВ,вторая половинка катодный повторитель.С непосредственной связью. На выходе конденсаторы МБГО на 2 мкф. Смещение первого каскада диодом с конденсатором. По звуку лучший вариант. По входу стоит резистор А.Бредли 3,3ком чтоб с СД не перегружать лампу. Очень приличное усиление получилось.
Провода в сигнале по началу поставил моножилу с древнего РК, послушав поменял на серебро - низ стал гораздо глубже. Я соединяю экран с жилой. так самый лучший результат для этого кабеля.
Звук просто шикарный. Ровный, много информации... Такой драйвовый малыш получился. Самое главное подключил к предвару макет на 6Ж43П - просто бомба... В мыслях уже зреет конструкция объеденить такой предвар на 6н23п и усилитель на спаренных 6ж43п... и корректор ещё туда же.....

19.03.2018
Кое что доработал. Вернее много доработал.
Начну с главного. В катоде 6н23п-ев появилась лампочка 6Х2П, вернее не совсем её аналог 6AL6W.


Также добавился еще один трансформатор на накал этой лампы.Также доделал индикацию, вернее её электрическую часть. На сверхминиатюрных лампах. Осталось только изготовить надписи...
По звуку. Изменения в лучшую сторону. Низ глубже, без катодных конденсаторов звук ещё краше - но есть небольшой фон. Поставил РОЕ 10мкф 25 вольт - много высоких. Не понравилось. Вернул черные РОЕ...
Сейчас наслаждаюсь, завтра другу дам послушать.


Июнь 2018.
Поставил лампы PCC88 Valvo.Лампы с 7 вольтовым накалом и током 300 ма. Ток накала на 20ма меньше чем с лампами 6н23п - получилось 6,7 вольт на накале. В норме для PCC88. Немного ушла динамика по сравнению с 6н23п-ев.Но появилось много чего нового - звук приобрёл ясные образы, детальность и я бы сказал телесность. Натуральность....А сцена... Друг взял на прослушку. Через день позвонил и сказал что предвар уже не вернёт...
Ну что ж, буду делать ещё один опять для себя. Всё с начала. Как раз нашел такой же дроссель.... Надо же чтото мне на раскачку усилителя PL504.....

Среди любителей музыки существует множество мнений по поводу звучания транзисторных и ламповых усилителей, и они довольно таки различны. Ну а мы не будем сейчас описывать все достоинства и недостатки той или иной схемотехники, а предложим вашему вниманию простейшую схему лампового усилителя, реализованную на широко распространенных лампах 6Н23П и 6П14П. Эти лампы, в том числе и выходные трансформаторы, применялись раньше в черно-белых ламповых телевизорах, поэтому с лампами особых трудностей возникнуть не должно. Ну а если возникнут проблемы с приобретением выходных трансформаторов, ниже мы приведем параметры намотки ТВЗ 1-9, и вы наверняка сможете намотать их самостоятельно на аналогичном трансформаторном железе. Принципиальная схема обоих каналов усилителя изображена на рисунке ниже:

В схеме нет ничего нового, и даже наоборот, схема имеет значительный возраст, ее собирали еще в сороковых годах, и с течением времени ее стали называть классической. Усилитель, не смотря на свою простоту, обладает довольно не плохими техническими характеристиками, не критичен к выбору элементов, и поэтому имеет отличную повторяемость.

Для блока питания усилителя можно применить трансформатор мощностью 80…100 Ватт. Одна вторичная обмотка должна быть рассчитана на напряжение 240 Вольт для анодного питания ламп, а вторая на 6,3 Вольта для питания цепей накала.
Например, блок питания можно собрать по схеме удвоителя напряжения по нижеприведенной схеме:

Диоды можно применить Д7Ж. Трансформатор ТР1 выполнен на железе УШ-22 с толщиной пакета пластин 44 мм. Количество витков в обмотках следующее:

I — 350 витков провода ПЭЛ 0,27;
II — 480 витков провода ПЭЛ 0,31;
III — 460 витков провода ПЭЛ 0,18;
IV — 26 витков провода ПЭЛ 1,2.

И в заключение приводим вам данные по выходному трансформатору ТВЗ 1-9. Выполнен он на сердечнике Ш16Х24. Первичная обмотка намотана проводом ПЭЛ-1 — 0,14, и содержит 2150 витков, сопротивление постоянному току составляет 220 Ом +-10%. Вторичная обмотка намотана проводом ПЭЛ-1 — 0,62, количество витков – 58, сопротивление постоянному току составляет 0,4 Ом +-10%. Не забудьте про секционирование обмоток.

  1. Мягкое, детальное и чистое звучание
  2. Прекрасная передача вокала, сцены и объема
  3. Простая конструкция, не требует настройки
  4. Полный комплект защит, реализованный на кристалле микросхемы
  5. Высокая концептуальность – в роли токового буфера выступает вакуумный двойной триод. Достигнута максимальная линейность ФЧХ и АЧХ, использовано инвертирующее включение с Т-ООС.
  6. Основа – популярная МС LM3886 производства National Semiconductors
  7. Средняя мощность – 68 Вт/4 Ом. Пиковая – 135 Вт.

Усилительные микросхемы серии LM обладают наилучшим звучанием среди аналогов. Это относится и к флагманским моделям разного уровня, таких как LM1875, LM3876 и ее логическому продолжению – LM3886. В авторской статье продолжена полемика на тему схемотехники и разработок Thorsten-а. Рассматривается усилитель на основе LM3875. Ее наилучшее звучание, стабильность и линейность достигается при инвертирующем включении. Однако это включение при работе на классическое выходное сопротивление источника обладает рядом минусов. Вкратце: с увеличением частоты растет нелинейность АЧХ и фазы. Это обусловлено тем, что при инвертирующем включении сигнал должен поступать от источника тока, а CD-плееры и звуковые карты имеют выходное сопротивление около 200 Ом. Источник тока на полевых транзисторах тоже отпадает ввиду высоких потерь, высокой входной емкости и выраженной нелинейности. С этой задачей удачно справляется токовый буфер на триоде.

Кроме того, такого рода буфер имеет коэффициент усиления по напряжению меньше 1. Виду этого глубина ООС самой микросхемы уменьшена, что также крайне благоприятно сказывается на качестве звучания. Известно, что глубокая ООС, реализованная классическим делителем, огрубляет и мертвит звук. В схеме, предложенной Расмуссеном (рис.1 ), введена Т-образная ООС, которая увеличивает входное сопротивление по инвертирующему входу и позволяет уменьшить заземляющее сопротивление по прямому входу. Минусом такого подхода является увеличение шумов и наводок, но это первое впечатление. Если разводка и экранирование усилительного блока выполнены должным образом, наводки будут практически незаметны.

Теперь рассмотрим, что меня лично не устроило в оригинальной схеме.

В качестве УМ у автора установлена LM3875. Ее недостатки – несовершенная защита, работа только на 8-Омную нагрузку, малая мощность. Вместо нее была выбрана МС LM3886 с полным комплектом защит, мощным выходным каскадом, позволяющим отдавать долговременную мощность 68 Вт и кратковременную 135 Вт в 4-Омную нагрузку. Кроме того, усилитель оснащен полным комплектом защит и встроенным режимом mute.

На выходе рис.1 присутствует ограничитель тока – проволочный SQP резистор. Система SPiKe, реализованная в LM3886, позволяет от него отказаться.

Для удобства сведения параметров каналов и уменьшения габаритов усилителя в качестве буфера использован популярный вакуумный двойной триод 6Н23П-ЕВ. Его отличают низкое напряжение питания, актуальное в данной схеме, и вместе с тем, неплохое звучание. Хотя приходится признать – в данном случае его применение далеко от классического.

Из собственных соображений в плату были внесены следующие особенности:

С учетом всех вышеизложенных соображений, схема приняла следующий вид (рис.2 ):

Здесь элементы C 1 , C 3 , C 4 а также клеммы CN 1.. CN 6 – общие для обоих каналов. На каждый канал также приходится по половине двойного триода 6Н23П-ЕВ .

Здесь на несколько секунд отвлечемся от схемотехники УМ и рассмотрим блок питания, чтобы больше к этой теме не возвращаться.

Для питания всей схемы служит четырехполярный блок питания с общей землей и независимой обмоткой нагрева, схема которого представлена на рис.3:

Диодные мосты выбираются либо готовые, либо собираются из диодов импонирующих вам типов, все от Д213 до диодов Шоттки. Для ±36 V 0,2 A – D 1 на напряжение не менее 200 В и ток не менее 4 А. Для ±27V 4 A – D 2 на напряжение не менее 100 В и ток не менее 8 А. Для накала – D 3 на любое напряжение и ток не менее 4 А. Такое, казалось бы завышение параметров неслучайно. Дело в том, что, несмотря на пиковый запас у диодов, ток во время зарядки емкостей превышает номинальный в разы. А вот цена у диодов или готовых мостов уже различается несильно, поэтому для собственного спокойствия экономить не советую.

Емкости C 1, C 2 (на напряжение не менее 50 В), C 5, C 6 (на напряжение не менее 35 В), C 9 (на напряжение не менее 16 В)– импортные электролитические типа К50-35. C 3, C 4, C 7, C 8, C 10 – типа К73-17 на 63 В.

В качестве трансформатора может использоваться любой силовой с габаритной мощностью не менее 200 Вт, удовлетворяющий указанным на схеме параметрам токов и напряжений во вторичных обмотках (ток накала не менее 0,8 А на одну лампу).

Кроме того, возможно использование двух отдельных трансформаторов. Одного – мощного для питания УМ, и другого для питания лампы. Второй может выбираться из ряда унифицированных ламповых «Т рансформаторов А нодно-Н акальных». У меня используется ТАН1 .

Итак, оба канала удалось уместить на одну печатную плату размером 130х80 мм. Собранный модуль (без дополнительных блокировочных емкостей C 8, C 9 ) выглядел так (рис.4 ).

Симпатично, правда?

Оригинальная раскладка элементов приведена на рис.5:

Теперь несколько слов о деталях и тонкостях сборки.

Резисторы

Большинство резисторов требуют подбора в пары по каналам с точностью хотя бы 1%. Этим условиям вполне удовлетворяют резисторы серии С2-23. Итак, подбора требуют R 1 , R 3.. R 9 . Причем R 1 , R 3 и R 4 лучше использовать металлопленочные типа МЛТ, ОМЛТ или импортные аналоги.

Резисторы R 2 и R 10 подбора не требуют. Могут быть типа МЛТ-0,25, С1-4 или С2-23 на 0,125/0,25 Вт. R 11 и R 12 – импортные на 2 Вт. Выходная индуктивность мотается поверх R 11 , одетого в изоляционный кембрик, проводом в эмалевой или эпоксидной изоляции диаметром 0,6-0,8 мм до заполнения и припаивается к ножкам резистора. Хотя я в данном случае резистор R 11 не устанавливал. Вместо него была запаяна катушка, намотанная на ручке надфиля и содержащая 15 витков провода диаметром 0,8 мм.

VR 1 , VR2 – сдвоенный переменный резистор. В моем случае – Тайвань на 44 клика, подобранная с точностью 0,5% из 5 штук.

Конденсаторы

C 1 , C 3 , C 8 , C 9 , C 10 – полярные электролитические типа К50-35, лучше импортные известных марок. Однако схема не содержит электролитов в звуковой цепи, что значительно улучшает звучание, уменьшает критичность элементарной базы и увеличивает надежность системы в целом.

С1 – 16 В, С3 – 100 В, С8-С10 – 50 В.

C 4 , C 5 , C 7 , C 11 – металлопленочные типа К73-17. C 4 – на 250 В, остальные – на 63 В.

С2 – металлопленочный или металлобумажный максимально доступного качества, желательно не хуже полипропиленового. Допустимое напряжение также не ниже 63 В. Хотя и с конденсатором типа К73-17 эта схема звучит отлично.

С6 – керамика, желательно без пьезо-эффекта. Типа КМ или дисковые. На крайний случай, конечно, и К10-17Б подойдут, но худший вариант представить сложно.

Активные компоненты

Усилительная ИМС LM3886 может быть заменена на аналогичные по цоколевке, с учетом особенностей каждой. Чисто теоретически, схема работает с любой МС, построенной по принципу мощного ОУ. Внимание! На корпусе МС – минус питания!

Лампа RO 1 6Н23П-ЕВ меняется на 6Н23П или импортный аналог ECC88. Устанавливается в керамическую или любую другую панельку, предназначенную для монтажа на печатной плате, либо на шасси УМЗЧ и соединяется с платой медными проводниками.

Кроме того, учитывая современные веяния в дизайне, были разработаны отдельные усилительные блоки на LM 3886 , которые устанавливаются на радиатор внутри корпуса УМЗЧ, а лампа устанавливается в специальную панельку, располагаемую на крышке корпуса. В таком варианте вся обвязка ламы (R 1 , R 2 , 2xR 3 , C 3 , C 4 ) выполняется навесным монтажом прямо на выводах панельки. А затем уже экранированным сигнальным кабелем присоединяется к блокам усиления мощности. Не забудьте заземлить экран лампы.

Печатная плата одного канала УМ дана на рисунке 6:

Поскольку на прогрев лампы уходит около 5 с, все эти 5 с вход усилителя “висит в воздухе”. В это время на выходе присутствую все мыслимые наводки и весьма ощутимый рокот. Избежать этого можно двумя способами – задействовав для задержки включения цепь mute или реле. В обоих случаях управляющим сигналом будет биполярный транзистор с RC-делителем в базе. Если задержка недостаточна, просто увеличьте номинал R 1 .

Схема такой задержки дана на рисунке 7:

Кроме того, на момент моделирования у меня под рукой валялись реле TR 81 фирмы TTI . Под них была разведена печатная плата. Ее рисунок также можно использовать в качестве ориентировочного для разводки под любое понравившееся вам реле с нормально разомкнутой контактной группой. Компоновка платы дана на рис.8.

Детали:

VR 1 – на напряжение питания обмотки реле. Можно брать чуть выше (примерно на 2 В – падение на транзисторе). В моем случае 12 В, т.е. стабилизатор 7812..7815 .

С2 – на напряжение плеча питания УМ.

С1 – выше напряжения стабилизации VR 1

Данная защита подключается к положительному плечу питания УМ (мощный трансформатор). К реле подключается отрицательный вывод питания и соединенные вместе цепи mute обоих каналов усилителя (или всех, если каналов больше).

Итак, наконец, ЗВУЧАНИЕ

Этот усилитель очень понравится поклонникам “лампового звука”. Сразу в глаза бросается отличный вокал, проработка сцены и ее невероятная для транзисторных усилителей глубина. В отличие от типичного звука LM3886, в данном включении ВЧ не замылены. Звучат очень тонко и точно. Серебро и хрусталь не размазываются, как в неинвертирующем включении. Также нельзя не отметить наличие плотного, собранного и мощного, но чрезвычайно проработанного баса, чего так трудно всегда было добиться от LM-ки. Джаз и Блюз звучат настолько проникновенно, что при прослушивании не раз ловили себя на том, что по спине бегают мурашки.

Звучание этого усилителя нельзя назвать абсолютно точным при многочастотном сигнале, однако это звучание намного приятнее слуху, чем различные “сверхлинейные” конструкции с коэффициентами искажений в тысячные доли процента.

Подытожив: Этот усилитель предназначен для музыки, а не для измерительных комплексов. Его объективные свойства сомнительны, однако его звучание и динамический диапазон настолько завораживают, что при слове “векторный измеритель нелинейных искажений” хочется плеваться.

Москва 2006 (Lincor _ nobox @ inbox . ru )

На дне рожденья моего отца я услышал, как «звучат» китайские активные колонки. Выкрученные на 80% громкости, колонки выдавали просто «непревзойдённую палитру звуков». Состав и глубина хрипов по перегрузке, заваленные верха, никакущая середина меня повергали в тихий ужас.
Я осознал, что отцу нужна новая аудиосистема для работы с компьютером и телевизором.
Ламповый усилитель - хороший подарок!

Главный вопрос - о мощности - решил очень быстро: зал 18 м 2 , значит стереоусилителя по 5 Ватт в канале будет вполне достаточно. Вспомнились комментарии к моей статье , в котором «пропагандировался» усилитель Олега Чернышёва «Покемон».
Я решил изучить его схему поподробнее. Благо, так же есть у нас на Датагоре. Схема мне понравилась, и я настроился на повторение с некоторыми изменениями.

Блок питания

Основные изменения коснулись блока питания. Схема электронного дросселя была заменена на вариант из статьи Сергея (Chugunov) . Пообщавшись с автором, я нарисовал такую схему.


Основа питания анодов строится на электронном дросселе на полевом транзисторе, включенном по схеме истокового повторителя. Общее время выхода на рабочее значение напряжения задаётся резистором R3 и ёмкостью C3. При указанной на схеме ёмкости С3 = 22 µF, анодное напряжение нарастает в течение ок. 1 минуты. Этого вполне достаточно для прогрева ламп и соблюдения бережного режима эксплуатации.

Запасы унифицированных трансформаторов у меня почти закончились, а потому в качестве анодного я использовал оставшийся ТА-69. По совету Сергея (Chugunov) я после электронного фильтра добавил П-фильтр на миниатюрном дросселе Д-232.

После диодного моста в первичном фильтре стоят две ёмкости С1 и С2, 100 µF (электролит) и 2,2 µF (плёнка), напряжение на них порядка 320 В под нагрузкой при 280 В переменного напряжения на входе диодного моста. Я использовал отдельные фильтры питания на каждый канал. Входной делитель R1/R2 отстроил на максимальное выходное напряжение. На выходе фильтра получим 303 В с уровнем пульсаций в 1,5 мВ.
На П-фильтре падает ещё около 3 В, и на выходе получилось 300 Вольт с уровнем пульсаций 0,2 мВ под полной нагрузкой. Результат отличный!

Одного накального трансформатора ТН-36 для реализации накалов всех трёх ламп от отдельных обмоток не хватило, поэтому решил шикануть и использовал сразу два накальных трансформатора – ТН-36 и ТН-30.

Сеточные отрицательные смещения выходных ламп 6П14П задаются двумя выпрямителями, выполненными на C21-R37-C22 (аналогичные элементы во втором канале). Подстройка напряжения смещения выполняется многооборотными резисторами R37 и R38 номиналом 200 Kом при выкрученных в ноль потенциометрах громкости. Использование двух диодных мостов смещения обусловлено симметрией на плате.

Полная схема


Предусилитель реализован на двойном триоде 6Н23П с автосмещением катода. Ток анода оконечных ламп 6П14П выставляется при помощи многооборотных подстроечных резисторов R37 и R38.

В качестве выходных трансформаторов я снова использовал ТП113-12В.

Рекомендуемая мощность анодных резисторов R14 и R23 равна 2 Ватта. При использовании резисторов типа МЛТ всё пройдёт гладко, а вот «китайцы» начнут гореть. Поэтому «китайцев» ставьте помощнее. Резисторов МЛТ нужного номинала я не найти не смог, поэтому заменил их на 5-Ваттные керамические.

К выходным трансформаторам подключены стрелочные амперметры со схемами измерения мощности в самой наипростейшей реализации – диод, резистор, ёмкость.

Разводка платы и монтаж

Собрав все необходимые комплектующие, и имея полное представление о размерах будущего корпуса, я приступил к разводке платы. В достатке оказались 1 Ваттные MF резисторы, поэтому плату разводил именно под них.


Я отрисовал сам корпус и все элементы, не входящие в плату. Оставшееся место использовал под плату. Размеры платы получились 382×140 мм. Найти подобный кусок стеклотекстолита было не просто, но оно того стоило.

На плате распаяны:
- Все резисторы MF мощностью рассеивания 1 Ватт, кроме тех, которые я описал выше.
- Ёмкости плёночные.
- Дроссели фильтра питания Д232. Эти миниатюрные дроссели я приобрёл на радиорынке года два назад и они наконец пригодились. Дроссели не приспособлены для печатного монтажа, поэтому закреплены на плате при помощи специальных технологических отверстий и соединены с соответствующими контактами проводниками.


- В качестве выходных трансформаторов - ТП113-12В. Они приспособлены для печатного монтажа и их установка не представляла сложностей.
- Радиаторы охлаждения для полевых транзисторов электронного дросселя типа «Ёж». В оригинале это был один большой радиатор транзистора в корпусе ТО-3. Отрезал лишнее и обработал напильником.


- Керамические ламповые панельки GZC9-Y-1 .


Их установка обратная, то есть со стороны дорожек.

Плата рассчитана под крепление на корпус при помощи 4-х штифтов, технологические отверстия под которые выведены в свободных зонах.

Запуск и настройка усилителя

Распаял все элементы на плате и запустил в режиме холостого хода блок питания. Убедился в его работоспособности. Запустил схему под нагрузкой, вывел регуляторы громкости в минимум и при помощи многооборотных резисторов R37 и R38 установил нужный ток анодов. Для этого контролировал падение напряжения на катодных резисторах R20 и R29. Выставил значение 50 мВ, что соответствует току в 50 мА.

Выходная мощность чистого сигнала до ограничения, измеренная на эквивалентах нагрузки, составила 4,3 Ватта.

На плате нет специального контакта для соединения земли с корпусом. Связано это с тем, что схема при правильной сборке не фонит абсолютно. При нулевом сигнале я выкрутил потенциометры на полную, поднёс ухо к динамику и не услышал ровно ни какого фона, даже на уровне ускользающих ощущений. А потому и соединение с корпусом решил не делать. Для тех, кто не согласен с моим мнением скажу, что всегда возможно соединить точку «Земля», предназначенную для подключения земли потенциометров и входного гнезда с корпусом. Она ближе всего к земле катодов первой лампы. Смею предположить, что при этом придётся поискать точку соединения на корпусе.

Схема собрана и отстроена, дело осталось за… многим! Ведь корпус – это настоящее испытание кривизны рук и терпения.

Сборка корпуса

Основой корпуса будущего усилителя послужил старый DVD плеер.


Болгаркой я срезал все выпуклые неровности на днище. В верхней крышке вырезал участок для установки экрана, под которым будут располагаться трансформаторы.


Из текстолита и алюминия нарезал заготовки, из которых спаял крышку-купол, накрывающий сетевые трансформаторы. Снизу «купола» просверлил 3 отверстия, через которые протянул проводники.


Перед тем как накрыть сетевые трансформаторы, на все их контакты одел термоусадочные трубки.
Резисторы искусственных средних точек накала залакировал.

На передней панели основы было много технологических отверстий под DVD-привод и различные кнопки. Щели в месте установки привода проложил картоном и залил суперклеем в несколько слоёв. Кнопки утопил и тоже залил суперклеем в несколько слоёв. Когда клей «закостенел“, обработал шкуркой и зашлифовал шлифовальной губкой. Если оставались трещины, то процесс повторял – снова заливал клеем и выводил шкуркой до идеально ровной поверхности.

На переднюю панель приклеил кусок текстолита и просверлил нужные отверстия, например под вход 6,3» и пару потенциометров.


Прорезал 2 квадратных отверстия в передней панели и установил стрелочные головки измерители мощности. В оригинале это были советские амперметры на 50 мкА. Распечатал для них и вклеил новую шкалу. Места стыка с корпусом залил суперклеем и вывел шкуркой до ровной поверхности.

На задней панели высверлил отверстия под сетевое гнездо, выключатель и предохранитель.

Терминал под выходные зажимные клеммы сделал из текстолита.

Все винты неразборных соединений я использовал впотай и зенковал отверстия под них. Винтовое соединение залил суперклеем и выводил шкуркой до ровной поверхности.

Дно корпуса проклеил лакотканью в два слоя во избежание пробоя высокого анодного напряжения от радиаторов транзисторов электронного дросселя на корпус.

Примерил плату на штифтах.

Принялся оформлять верхнюю крышку. По задумке лампы должны быть в защитных стойках, конструкцию которых я ранее уже успешно применял.

Стойки состоят из шайб диаметром 44 мм и внутренним диаметром 24 мм.


Скреплены шайбы при помощи винтов с резьбой 4 мм и гаек.

Настало время покраски. Ламповые стойки должны были иметь цвет «глянцевый металлик», все остальные элементы корпуса – «матовый чёрный» цвет.
Первым делом покрасил ламповые стойки, а заодно и прогрунтовал верхнюю крышку.


Чтобы не разбирать и не царапать защитные стойки после покраски, залепил их бумажным скотчем.


Покрасил все элементы корпуса чёрной матовой краской. Снял скотч со стоек.

Сколько я не красил и не выводил переднюю панель, всё равно проступали швы от отверстия для установки DVD-привода. Не годится! Ведь передняя панель – лицо усилителя. Потому я решил установить кусок текстолита и сделать что-то похожее на терминал, в котором размещались бы входное гнездо и потенциометры.