Что такое ui ux дизайн. Отличие UX от UI дизайнера. От малого к большому

Windows 8

Любой дизайн, не важно, насколько он хорош, будет абсолютно бесполезным, если это не UX дизайн. Есть сотни тысяч ресурсов, которые создают умопомрачительный дизайн интерфейсов и графический дизайн и пользуются услугами лучших профессионалов с нереальным талантом, но не могут занять достойного места в сети. А все, потому что взаимодействие между сайтом и пользователями растет экспоненциально, это значит, что чтоб найти отзыв у пользователя, веб-дизайнерам необходимо заботиться о пользовательском опыте (UX – User Experience – «опыт взаимодействия»). Именно на этом этапе на помощь придут UX дизайн инструменты – отличные онлайн сервисы, которые дают подсказки касательно проектирования пользовательских интерфейсов дизайнерам. Именно о них мы поговорим более детально в этой статье.

Поскольку дизайнеры должны учитывать не только красоту и правильность организации элементов, но и более сложные факторы, связанные с поведением посетителей на сайте, они нередко прибегают к помощи UX дизайн инструментов, которые могут помочь им автоматизировать некоторые задачи или значительно упростить процесс их выполнения. К счастью, проектирование интерфейсов это уже давно не новая тема, и в Интернете есть сотни инструментов проектирования UX. Конечно же, мы не станем перечислять их все. Чтобы помочь вам , мы отобрали только некоторые, наиболее интересные и полезные UX дизайн инструменты с небольшими описаниями, чтоб показать их основные характеристики, и дать вам возможность выбрать именно тот, который подойдет наилучшим образом.

UX дизайн инструменты для моделирования и проектирования мокапов и прототипов

Создание прототипов стало необходимостью для всех дизайнеров, которые хотят добиться успеха на фронте UX дизайна и улучшения пользовательского опыта. Создание мокапов, моделей и прототипов позволяет им проверять любые идеи в действии до того, как вкладывать в проект время, усилие и деньги. Благодаря этим UX дизайн инструментам вы сможете протестировать продукт на протяжении всего производственного процесса и внести улучшения в создание надежного пользовательского интерфейса для вашей целевой аудитории.

Инструмент для проектирования интерфейсов Moqups


Приложение Moqups isana HTML5 предназначено для создания макетов, мокапов и прототипов. Moqups предоставляет огромное количество заготовок и шаблонов, которые можно использовать для создания основы вашего проекта. Вы можете настроить каждый компонент и задавать свои цвета, размер текста, иконки и т. д.

Wireframe


Это еще один инструмент для создания структурных схем страниц (wireframing) с удобным минималистичным интерфейсом. Инструмент прост в использовании и включает в себя только необходимый минимум функций, максимально упрощая процесс использования. Создание схем с помощью этого инструмента выгодно отличается тем, что пользователи могут легко делиться ими с другими. Каждая схема или мокап, которую вы создаете, получает свой уникальный URL-адрес, который вы можете отправить заказчику либо же другим членам команды.

Pencil



Это инструмент для создания графических прототипов. Поскольку это инструмент с открытым исходным кодом, вы можете установить его на свой персональный компьютер и начать создание графических прототипов даже без доступа в Интернет. Ждать расширенных возможностей и сложного функционала от него, конечно же, не стоит, но со своими основными задачами он вполне справляется.

Balsamiq



Не хотите тратить часы на создание прототипов? В этом случае вы просто обязаны попробовать Balsamiq. Он прост, но очень эффективен, когда дело доходит до создания прототипов. С Balsamiq пользователи могут создавать несколько макетов, которые можно протестировать и выбрать тот, который обеспечивает лучший результат.

PowerMockup


Вы мастер PowerPoint? Тогда вам понравится этот инструмент, так как он превратит программу PowerPoint в мощный UX дизайн инструмент для создания макетов. Это означает, что вам вообще не придется изучать новое программное обеспечение. PowerMockup позволяет людям без специальных технических навыков участвовать в процессе проектирования и разработки, что, безусловно, является одним из его основных преимуществ.

Mockplus


Mockplus имеет все, что нужно для вашего следующего проекта: от прекрасного визуализированного взаимодействия, встроенных 200 компонентов и 3000 значков до возможности совместного редактирования и тестирования в режиме реального времени на реальных устройствах. Этот UI дизайн инструмент помогает эффективно и без труда превращать ваши идеи в полнофункциональные прототипы. К тому же, инструмент проектирования Mockplus это баланс между простотой использования и наличием сложных функций для создания любых элементов прототипа.

UXPin


Ищете инструмент, который позволяет создавать интерактивные прототипы и макеты? UXPin это интуитивно понятный и простой в использовании инструмент. Используя его, вы даже сможете получить представление о том, как продукт будет выглядеть на мобильных устройствах, всего лишь переключив размер экрана браузера.

Solidify


Gliffy



Gliffy – это не просто еще один UX дизайн инструмент для создания прототипов; это намного больше. Gliffy позволяет пользователям создавать сетевые диаграммы, сложные технические чертежи, блок-схемы, диаграммы UML и многое другое. Его интуитивно понятный интерфейс позволяет создавать диаграммы в течение нескольких минут.

POP


Инструменты для A/B тестирования

Идея этих инструментов состоит в том, чтобы создать две версии страницы, а затем протестировать их, чтобы выяснить, какая версия работает лучше. Показатели конверсии, среднее время, проведенное на странице и другие показатели – это некоторые из факторов, которые вы можете использовать для оценки производительности страницы сайта.

Desinion


Не уверены, что создаете проект, который пользователи действительно хотят увидеть? С помощью этого инструмента A/B тестирования вы можете задать любой интересующий вас вопрос и получить реальный ответ пользователей. У инструмента есть очень полезная функция – обсуждение. Вы можете запустить обсуждение на своем сайте, чтобы привлечь пользователей к процессу проектирования. Кроме того, вы можете создавать частные обсуждения и делиться ими только с друзьями или коллегами.

Visual Website Optimizer


Это простой, но чрезвычайно мощный инструмент, который позволяет проводить A/B тестирование на высшем уровне. С его помощью, также можно проводить многовариантное тестирование и сплит-тестирование. Сегментируемые отчеты и анализ доходов также будут доступны в Visual Website Optimizer.

Optimizely


Это надежный инструмент A/B тестирования, который позволяет пользователям запускать тест, не вникая в технические детали и без необходимости специальных навыков. Отсутствие кода и полное визуальное редактирование делает его очень популярным среди маркетологов.

Инструменты для юзабилити тестирования

Когда дело доходит до создания хорошего UX дизайна, вам могут понадобиться инструменты тестирования юзабилити, чтобы помочь вам разобраться в вопросе пользовательского опыта и определить потребности целевых пользователей и их психологию. Если вы можете определить, чего действительно хотят посетители и потенциальные клиенты, и построить интерфейс на основе этих знаний, то дизайн, безусловно, впечатлит и активизирует аудиторию. Инструменты юзабилити тестирования UX можно условно разделить на инструменты удаленного тестирования юзабилити, и инструменты обратной связи. В этой секции мы собрали и те и другие решения, чтоб вы могли выбрать, какие из них вам больше подходят.

Loop11

Loop11 – это простой инструмент для тестирования юзабилити, не требующий знания HTML кода, или языков программирования. В рамках инструмента вы можете использовать готовые шаблоны или сами создавать тему. Кроме того, есть несколько способов пригласить участников протестировать ваши проекты. Вы можете создать собственный список пользователей на основе социальных сетей, создать всплывающее окно на сайте, чтобы найти заинтересованных людей. Все, что вам нужно сделать, это создать список вопросов, или же включить разные варианты дизайна на выбор, а затем разослать приглашение людям с просьбой на них ответить. Исходя из результатов, вы сможете внести необходимые изменения в дизайн.

Crazy Egg


Этот инструмент поможет вам сделать страницу более удобной и увеличить е конверсию с помощью формирования правильного пользовательского опыта. Работает это следующим образом. Вы предлагаете свой дизайн, после чего профессионалы из области юзабилити и пользовательского опыта будут анализировать его и делиться своими комментариями, которые вы сможете использовать для улучшения своего сайта.

Usability Tools


Это один из наиболее широко используемых инструментов UX дизайна, который получил огромную популярность среди дизайнеров и маркетологов благодаря своим полезным функциям. Этот инструмент помогает анализировать страницы сайта с точки зрения пользователя. Это огромное преимущество для дизайнера состоит в том, что он дает конкретные подсказки относительно того, где и какие изменения необходимо внести дизайнеру для увеличения конверсии или какие элементы нужно переместить, чтобы иметь возможность подтолкнуть пользователя к совершению определенных действий. Этот юзабилити инструмент также позволяет наладить обратную связь и получать отзывы от людей, которые действительно используют продукт.

Appsee


Это «аналитическое программное обеспечение», которое используется для отслеживания активности пользователей приложений. Этот инструмент поможет вам получить ценные данные о том, как пользователи взаимодействуют с приложением. Функция «User Recording» этого инструмента является самой впечатляющей. Она регистрирует действия пользователей и тем самым дает вам отличное представление о поведении пользователей. Это полезный инструмент для улучшения общей производительности вашего приложения и увеличения конверсии.

Attensee


Это инструмент для отслеживания поведения пользователей, который помогает понять, как ваша целевая аудитория просматривает страницы сайта. Attensee дает визуальное представление о том, замечают ли люди важные» элементы вашего сайта. Это напрямую связано с дизайном, так как если вы обнаружите, что значительное количество пользователей фактически не фокусируется на важных элементах, таких как баннеры, кнопки с призывам к действию, спец предложения, Attensee поможет вам исправить это.

UserVoice


Это еще один мощный инструмент, который позволяет вам просматривать и анализировать различные действия пользователей, пока они просматривают ваш сайт. Этот инструмент позволяет получать прямую обратную связь от реальных пользователей и устранять проблемы, с которыми они сталкиваются.

MouseStats


Как видно из названия этого инструмента, MouseStats помогает отслеживать действия пользователей с помощью мыши. Как вы, вероятно, знаете, движения мыши имитируют движения глаз пользователей. Отслеживание движений курсора и скрол дадут вам важные подсказки относительно того, как пользователи взаимодействуют с дизайном. Самое лучшее в этом инструменте заключается в том, что он предоставляет визуальное представление об активности пользователей и тем самым помогает вносить необходимые изменения.

UX дизайн инструменты для создания прототипов и совместного проектирования

Командная работа является обязательным условием, когда дело доходит до разработки хорошего UX дизайна для вашей целевой аудитории. Если вы привыкли работать в команде, то вам необходимо иметь доступ к соответствующим инструментам, которые могут помочь членам вашей команды эффективно и без усилий сотрудничать и вносить собственные предложения. Ниже представлены UX дизайн инструменты для создания прототипов и совместного проектирования, которые могут быть вам полезны.

FileSquare


Это не просто инструмент для совместной работы. Он позволяет создавать интерактивный прототип и в то же время сотрудничать с другими членами команды. Принимайте креативные решения и получайте отзывы от людей в режиме реального времени.

Notism


Вы работаете над визуальным контентом и ищете инструмент для совместной работы? Тогда вам нужен Notism. Для того, чтоб общение с командой было максимально удобным, в нем используются эскизы и заметки. Уведомления приходят в режиме реального времени, так что вы сможете получать отзывы коллег и клиентов, как только кто-то внесет их в заметки.

Red Pen


Благодаря RedPen коллективное создание дизайнов и прототипов будет быстрым и легким. Этот инструмент UX предназначен для совместного моделирования дизайнов и создания прототипов. Он специально разработан для облегчения совместной работы с графическим контентом. Обмен отзывами очень простой: для того чтоб выделить какой либо из элементов и оставить заметку, пользователю просто нужно навести на него курсор. После этого появляется небольшое текстовое поле, в котором можно оставить свои отзывы.

Memosort


Благодаря Memosort расстояние больше не будет препятствием. Этот удивительный инструмент является одним из лучших инструментов для совместного дизайна. Он поможет вам связаться с командой и сотрудничать в режиме реального времени. Все заметки в Memosort сохраняются автоматически, так что вам не придется переживать что какая-то хорошая идея или предложение могут быть утеряны.

Trello


Забудьте про длинные и скучные электронные письма, Trello здесь, чтобы упростить процесс сотрудничества и наладить коммуникацию в команде. Преимущество этого инструмента заключается в том, что он бесплатный. Внутри инструмента Trello есть специальные карты обозначающие разные проекты. Все, что вам нужно сделать, чтоб добавить людей к проекту, это перетащить его на соответствующую карту. Инструмент также обновляется в режиме реального времени.

Invision


Это интересное сочетание инструмента для совместной работы и создания прототипов. С его помощью вы сможете создавать интерактивные прототипы и модели. С Invision возможно взаимодействие в режиме реального времени. Все, что вам нужно сделать, это отправить ссылку на дизайн другим членам команды, и они смогут также работать над ним и вносить свои предложения.

Подводим итоги

Итак, это некоторые UX дизайн инструменты, которые помогают веб-дизайнерам создавать успешные онлайн проекты самостоятельно и в команде, а так же собирать информацию о пользовательском опыте с целью самосовершенствования. Если вы знаете еще какие-то полезные инструменты, о которых мы забыли упомянуть – обязательно напишите об этом в комментариях!

Дизайн — довольно широкий и расплывчатый термин. Когда кто-то говорит: «Я дизайнер», не сразу понятно, чем он занимается изо дня в день. Есть целый ряд различных отраслей, входящих в это понятие.

Должностные обязанности, связанные с дизайном, существуют в различных областях начиная от промышленного дизайна (авто, мебель), печати (журналы и прочие издания), и заканчивая веб-дизайном (веб-сайты, мобильные приложения). С недавним притоком высокотехнологических компаний, ориентированных на создание интерфейсов для экранов, в дизайне появилось много новой работы. Должность UX или UI дизайнера может быть непонятна не только непосвященным, но даже и самим дизайнерам, которые приходят из других отраслей.

«У этого вопроса нет единственного правильного ответа.»

Давайте попытаемся разобраться что на самом деле это означает в ИТ-индустрии.

UX дизайнер

UX дизайнеры в первую очередь озабочены тем, как продукт взаимодействует с пользователем . У этого вопроса нет единственного правильного ответа. UX дизайнеры исследуют различные подходы к решению конкретной проблемы пользователя. Основная задача UX дизайнера заключается в том, чтобы убедиться, что продукт логически перетекает от одного шага к другому. Один из способов, которым UX дизайнер может это выяснить — провести пользовательские тесты лично и сделать выводы из своих ощущений. Выявляя вербальные и невербальные преткновения, он корректирует и итерирует, создавая тем самым «лучшее» восприятие для пользователя. В качестве примера — создание потрясающего онбординга для нового пользователя.

«Определять модели взаимодействия, поток задач пользователя и специфику интерфейса. Разрабатывать сценарии, end-to-end взаимодействия, модели взаимодействия, разработка графического интерфейса пользователя. Работа с нашим креативным директором и графическим дизайнером, чтобы оъединить визуальную сторону Twitter с его функциональными особенностями. Разрабатывать и поддерживать, вайрфреймы, мокапы и спецификации по мере необходимости».

Пример экрана приложения, разработанного UX дизайнером
Источник: Kitchenware Pro Kit Wireframe от Neway Lau на Dribbble.

Задача: Вайрфреймы экранов, раскадровки, план сайта

Инструменты: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks, InVision

Вы скорее всего слышали от него: « Страницу „Спасибо“ пользователь должен увидеть после окончания регистрации».

UI дизайнер

В отличие от UX дизайнеров, которые обеспокоены общим восприятием продукта, дизайнерам пользовательского интерфейса важно то, как продукт выглядит . Они отвечают за проектирование каждого экрана или страницы, с которой взаимодействует пользователь и обеспечивают визуальную часть пользовательского интерфейса, которую разработал UX дизайнер. Например, UI дизайнер, создавая аналитическую панель, может вывести наверх более важную информацию, или решает, слайдер или панель управления является наиболее интуитивно понятной для добавления в график. UI дизайнер еще обычно отвечает за создание полного руководства по оформлению, что обеспечивает целостный язык дизайна, охватывающий весь продукт. Поддержание согласованности визуальных элементов и определение того, в каком направлении следует работать. Например, как отображать ошибки или предупреждения, входят в сферу компетенций UI дизайнера.

«Концепция и реализация визуального языка Airbnb.com. Создание расширенного стайлгайда.»

Границы между UI и UX дизайнером довольно размыты, и очень часто компании предпочитают объединять эти роли.

UI дизайнер определяет общее восприятие и внешний вид приложения.
Источник: Metro Style Interface 4 работа Ionut Zamfir на Dribbble.

Инструменты: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks

«Поля „войти“ и „зарегистрироваться“ нужно переместить в правый верхний угол».

Графический дизайнер

«Графические дизайнеры корпят над мелкими деталями, на которые другие не обращают внимания».

Графический дизайнер это тот, кто занимается графикой — скорее всего ответит вам не-дизайнер, если вы спросите у него, чем занимается дизайнер. Графических дизайнеров не волнует то, как экраны ссылаются друг на друга, ни как кто-то взаимодействует с продуктом. Вместо этого их внимание сосредоточено на разработке красивых иконок, средств управления и визуальных элементов и создание подходящего оформления. Графические дизайнеры прорабатывают мелкие детали, которые другие не видят, и часто работают в Photoshop с 4-х кратным и 8-ми кратным увеличением.

«Производить высококачественные визуальные проекты: от концепции до исполнения, в том числе для рабочего стола, Интернета и мобильных устройств с различным разрешением (иконки, графика, и маркетинговые материалы). Создание и итерация ресурсов, которые отражают бренд, делать продукт красивым и вдыхать в него жизнь».

UI дизайнерам тоже часто приходится заниматься не только своей работой, но и делать пиксель-пёрфект верстку. Некоторые компании предпочитают не иметь отдельного человека на роль графического дизайнера.

Графический дизайнер проектирует, направляет и регулирует каждый пиксель, чтобы обеспечить идеальный конечный результат.
Источник: IOS 7 Guide Freebie PSD от Seevi kargwal на Dribbble.

Инструменты: Photoshop, Sketch

Вы скорее всего слышали от него: «Уменьшить кернинг и перенести кнопку на 1 пиксель влево!»

Моушн дизайнер

Помните еле заметное движение, когда вы тянете экран, чтобы обновить почту на вашем iPhone? Это работа моушн дизайнера. В отличие от графических дизайнеров, которые, как правило, имеют дело со статическими объектами, моушн дизайнеры создают анимацию внутри приложения. Они имеют дело с тем, что интерфейс делает после того, как пользователь дотрагивается до него . Например, они решают, как меню должно скользить, какие эффекты использовать для переходов, и как кнопка будет нажиматься. Когда все сделано хорошо, движение становится неотъемлемой частью интерфейса, предоставляя визуальные подсказки о том, как пользоваться продуктом.

«Требуется знание графического дизайна, моушн дизайна, диджитал арт, чувство цвета и типографики, общая осведомленность материалов/текстур и практическое понимание анимации. Знание прошивок iOS, OS X, Photoshop и Illustrator, а также знакомство с Director (или эквивалент), Quartz Composer (или эквивалент), 3D компьютерное моделирование, моушн графика».


Инструменты: AfterEffects, Core Composer, Flash, Origami

Вы скорее всего слышали от него: «Меню должно всплывать слева через 800 мс.»

UX исследователь

UX исследователь знает все о потребностях пользователей.

UX исследователь знает все о потребностях пользователей. Цель исследователя — ответить на два главных вопроса: «Кто наши пользователи?» и «Чего наши пользователи хотят?». Как правило, это подразумевает под собой опрос пользователей, исследование рынка, и анализ данных. Дизайн это процесс постоянного итерирования. Исследователи могут помочь в этом процессе с помощью проведения тестов типа A/B, чтобы выяснить, какой вариант дизайна лучше удовлетворяет потребности пользователей. UX исследователи, как правило, главная опора крупных компаний, где доступ к большому количеству данных открывает им широкие возможности для статистически значимых выводов.

«Работа в тесном контакте с группами разработчиков для определения тем исследований. Дизайн исследования, относящиеся как к действиям пользователей, так и к их восприятию. Проведение исследований с использованием и применением разнообразных методов, таких, как опросы.»

На вопрос, в чем же разница между UX-дизайнером и UI-дизайнером, любят отвечать через отрицание. Знаете, такой литературный прием. Вроде «UX - это не про интерфейс, не про графический дизайн, это не юзабилити, не аналитика, не прототип». Сегодня коротко показываем разницу, рассказываем историю появления терминов и объясняем, почему два понятия даже спустя столько лет с такой охотой сливают в одно - UX/UI.

Коротко про разницу

UI-дизайнер (user interface) - это дизайнер интерфейсов в идеальной среде, который рисует кнопочки, иконочки, формы, подбирает шрифты и делает из всего гармоничный и красивый макет. Сайта, приложения, хоть чего, с чем будет взаимодействовать пользователь - хоть экрана вокзального терминала. И больше ни о чем не думает.

UX-дизайнер (user experience) - это не дизайнер, а проектировщик (просто в английском слово designer имеет как раз второе значение). Он изучает потребности пользователей, строит логические схемы работы интерфейса, тестирует прототипы на живых людях, пишет ТЗ на дизайн. Другими словами, это такой инженер-маркетолог: на входе аналитика, на выходе принципы создания интерфейса, логика работы, компоновка, контент. Рисования как такового он не касается.

Вот и всё.

Зачем нужно было всё усложнять

Как было раньше: дизайнеру поступало задание «нарисовать сайт». Все сайты были более-менее одинаковыми: главная, о компании, каталог, далее по списку. Дизайнер спрашивал: «а когда нам контент дадут?». Никогда, товарищ дух, это армия.

И дизайнер назывался просто «дизайнер». Без заморских приставок.

Как стало потом: агентства захотели получать больше денег, а мир постепенно начал переход от «просто сайтов» к сложным веб-сервисам. А сервис - это не только уникальный интерфейс, это еще и стоящий за ним особый бизнес-процесс. Например, вспомните сайт Airbnb - без глубокого изучения предмета ни один графдизайнер не смог бы сходу сделать интерфейс.

Раз работы стало больше, возникла надобность разделить одну профессию на несколько. Теперь UX-специалист (будем называть его так, чтобы не было путаницы) исследовал и проектировал информационную архитектуру, прототипист делал функциональную часть, а графический (UI) дизайнер создавал конечный продукт: современный и приятный глазу.

То же самое уже было в отрасли. Например, просто «программистов» разделили на «фронтенд» и «бэкенд». А фронтендеров на истинных фронтендеров и «просто верстальщиков». Кстати, .

Причина всегда одна: одного человека не хватает на большой процесс. Едем дальше.

Кто такой UX/UI-дизайнер

Что весело: в вакансиях часто мелькают должности UX/UI дизайнера, именно так, через слэш. Даже Тинькофф ищет такого кккомбо-специалиста:

С другой стороны баррикад, дизайнеры все поголовно стали именовать себя именно как UX/UI. Потому что быть просто дизайнром - фу, немодно.

Кто такой UX/UI в идеальном мире? Сверхчеловек, который проводит весь цикл работ UX, а потом еще успевает отрисовать всё с несколькими итерациями правочек (сделать UI).

Кем является на самом деле UX/UI? Просто хорошим дизайнером. Тем, кто считает своим долгом не просто «фигачить макеты», а подходить к каждому проекту индивидуально, начинать с анализа, вопросов, уточнений, набросков, схем и т.д. Это не полноценная UX-экспертиза, но, как правило, для поддержки уже готового сервиса или разработки «просто сайта», ее достаточно.

Так что, если видите удивительного мутанта UX/UI, знайте, что:

  • Это дизайнер, который подходит к проекту с головой, а не просто щелкает мышкой и клювом.
  • Это хлыщ, который начитался умных слов и теперь называет себя UX/UI.

Проверяется элементарно: попросите дизайнера рассказать, почему он выбрал именно такое расположение элементов, такую последовательность экранов и т.д. У хорошего дизайнера ни одно интерфейсное решение не делается просто так - всему есть логичное обоснование.

Кстати

Эта статья уже вторая в серии «чем один веб-специалист отличается от другого». Что подтолкнуло нас к идее сделать справочник всех профессий от веба, с разными вариантами их названий. Чтобы клиенту (да и всем нам, чего уж) стало понятнее жить.

UX-дизайнер (user experience) на самом деле не является дизайнером, скорее это проектировщик, который разрабатывает структуру, удобную для пользователей. Готовый продукт должен привлекать своим удобством, простотой и красотой, вызывать желание заходить в приложение или на сайт снова и снова.

UI-дизайнер (user interface) выполняет техническое задание от UX-дизайнера. Отвечает за отрисовку картинок, кнопочек, подбирает подходящие шрифты и гармоничные оттенки. Он же подбирает подходящие размеры того или иного элемента. Например, если кнопочки удобно расположены, но слишком маленького размера, значит по ним будет трудно попадать. Учитывание таких мелочей тоже входит в задачу UI-специалиста.

Обе профессии настолько тесно связаны друг с другом, что чаще всего все работы выполняет один человек.

Немного истории

Термин UX впервые был употреблен в 1993 году Дональдом Норманом. Это было его начало карьеры в Apple. Норман считал, что компьютерный интерфейс должен не просто нести функциональность, но и вызывать приятные эмоции у пользователей.

После взлета популярности айфонов данный термин стал широко распространен. Многие конкуренты поняли, насколько важно значение UX-дизайнера при создании пользовательского интерфейса.

От малого к большому

На заре интернета дизайнеру ставилась простая задача: «нарисовать сайт». Специалист, не особо задумываясь, рисовал красивые картинки и сдавал проект. Сайты были похожи как братья-близнецы. Менялся цвет фона и наполнение.

По мере развития все стало усложняться. Обычным сайтом никого не удивишь и не привлечешь, стали необходимы сложные веб-сервисы, для которых необходимо больше специалистов. А чтобы их не путать, каждому придумывают собственную должность или профессию.

Теперь UX design исследует поведение пользователей и создает архитектуру сайта, а UI графически воплощает это в жизнь. Как программист программирует, а верстальщик располагает элементы в нужном порядке.

Профессия UX/UI-дизайнера

Путаница в понятиях до сих пор остается. Некоторые веб-дизайнеры представляются UX/UI-специалистами, не до конца понимая сути. Используют название только потому, что считают это модным.

В идеале настоящий специалист, именующий себя UX/UI, подходит к каждому заказу индивидуально, занимается разработкой схем и набросков, анализирует, задает уточняющие вопросы заказчику, выясняет цели проекта и только потом приступает к созданию полноценного сайта.

Такой человек способен объяснить клиенту, почему кнопочки располагаются именно в этом месте, по какой причине определенный элемент размещен внизу, а не в середине страницы. Он не просто рисует что-то красивое, он логически располагает блоки.

Отдельно UI-дизайнер не сможет добиться нужного эффекта. Фактически он владеет знаниями только в графическом редакторе, что недостаточно в современной цифровой индустрии. Он должен тесно работать с UX-дизайнером, который является одновременно психологом, аналитиком, художником, социологом, сценаристом и режиссером.

Ключевыми обязанностями UX/UI-дизайнера являются:

  • сбор и аналитика сведений о самом проекте,
  • сбор информации о возможной аудитории сайта,
  • проектирование интерфейсов,
  • подбор шрифтов, размеров элементов, цветовой гаммы, общего стиля сайта,
  • создание макета,
  • отрисовка деталей.

Работа считается правильно выполненной, если при работе с сайтом или приложением пользователя ничто не раздражало и не отвлекало на бесполезные элементы.

Отличие веб-дизайнера от UX/UI-специалиста

Терминология:

  • Design - конструирование, составление, создание чего-либо. Необязательно относится к веб-ресурсу, это более широкое понятие, затрагивающее множество физических или виртуальных вещей.
  • UX - включает в себя опыт пользователя, его предпочтения, эмоции, реакции, поведение, ощущения до, во время и после использования интерфейса, сайта или предмета.
  • UX дизайн - совокупность двух вышеуказанных пунктов, т.е. создание конструкции, основанной на опыте пользователей.

Чем же занимается веб-дизайнер? Только дизайном. Рисует то, что считается красивым в его понимании.

UX/UI-специалист не ограничен цифровыми технологиями. Его деятельность может касаться разработки панели управления кофеваркой, принтером или корабля. Конечно, в каждой области своя специфика и разработчик интерфейса сайтов хорош именно в своей работе. Но при этом суть остается одна: панель управления в автомобиле, самолете или кухонном приборе должна быть удобной, понятной и не вызывать раздражения.

Личные качества

Работа подразумевает продолжительное сидение за компьютером, поэтому если специалист предпочитает более активный образ жизни, то данная профессия не для него.

Важные личные качества:

  • упорство и усидчивость,
  • тяга к совершенству,
  • креативность,
  • желание узнавать новое,
  • умение представлять себя на месте другого человека,
  • умение воспринимать критику.

Специалистом не рождаются. Да, некоторые личные качества изучить невозможно, но все остальное можно приобрести: читать рекомендуемые книги и специализированные статьи, посещать лекции и много-много практиковаться.

Востребованность специалистов

В цифровой индустрии большая нехватка настоящих UX/UI-дизайнеров. Невозможно предсказать, сколько времени продлится данная тенденция, но, если интернет не пропадет, то данная отрасль будет и дальше развиваться.

Все больше компаний переходит на виртуальную торговлю. Это удобно и современно. И, несмотря на огромное количество бесплатных конструкторов, многие предпочитают свои сайты, т.к. они предоставляют гораздо больше возможностей.

Мало просто сделать несколько страничек с информацией о компании и написать контакты, необходим UX/UI дизайн, при помощи которого детский конструктор превратится в настоящий сайт.

Основные принципы построения интерфейсов

Основные принципы не являются законами, ux дизайн подразумевает креативность мышления и творческий подход.

  • Простота. Пользователь путем минимального количества действий должен добиться необходимого результата.
  • Скрытие таблички «столб» на столбе. Лишние надписи сбивают с толка, заставляют пользователя отвлекаться. Если корзину или смайлик можно отобразить значком, то достаточно этого.
  • Автоматические действия. Сложные действия отпугивают пользователя, он должен автоматически нажимать на клавиши/кнопки, не думая, зачем это делается. Важно, что он получит ожидаемый результат.
  • Привычка. Человеку трудно привыкнуть к новому. Пользователь видит нарисованную корзину и появляется ассоциация покупки. Если поменять изображение на «бабушкину авоську», уже будет трудно догадаться, что к чему.
  • Просмотр по диагонали. Большие тексты никто не читает. Лучше делать краткие заметки по сайту или заголовки и подзаголовки, отображающие суть вопроса.
  • Кошелек Миллера. Согласно принципу американского ученого кратковременная память способна охватить 7 элементов плюс-минус две штуки. Поэтому информацию в блоках лучше располагать в пределах этих цифр.
  • Интуитивность. Многие вещи пользователи делают согласно своей интуиции и не желают что-то запоминать.
  • Нужное на виду. UI дизайн предполагает делать акцент на тех вещах, которые пользователю наиболее необходимы.
  • Группировка. Все элементы необходимо группировать по какому-то отличительному признаку. Например, если в телефоне есть меню «сообщения», то рациональнее в него вставить входящие и исходящие сообщения, написание новых, а также настройки сообщений.
  • Правило 3-х кликов. Старое, но не теряющее актуальности. Чтобы добраться до нужной информации, необходимо сделать не более трех кликов. Большее количество вызывает недовольство и влечет за собой уход с сайта или отказ от услуг.
  • Одинаковый стиль. Отзывы о компании или об определенном продукте не должны отличаться функционалом или внешним отображением.
  • «Защита от дурака». Если пользователь захотел удалить свои фотографии или еще что-то - нужно переспросить. Возможно, он просто случайно нажал на кнопку.
  • Копирайтинг. В интерфейсе не должно быть ничего лишнего. Каждый заголовок важен, каждая буква в меню тщательно подбирается.
  • Будь в тренде. Создание проекта - дело длительное, а мода переменчива. Чтобы проект не устарел его до его выхода в свет, необходимо продумывать каждую деталь.
  • Мелочей не бывает. Одна маленькая черточка своим присутствием или отсутствием отпугнет или привлечет людей.

Резюме

UX/UI design важен в любой сфере деятельности. Почему в самолете штурвал, а в автомобиле - руль? Это удобно и правильно. Так и на сайте нужно подбирать удобные элементы, т.е. учитывать пользовательский опыт.

Любой проект нуждается в тестировании. Даже когда сайт уже запущен, не следует бросать его. Анализ действий пользователей поможет улучшить уже работающий ресурс и исправить имеющиеся недочеты. Может получиться так, что больше половины посетителей сразу закрывают сайт из-за неприятной цветовой гаммы, либо не могут найти нужную кнопку. Хотя при разработке все казалось очевидным.

Кого привлекать к работе: UX или UI?

«Два в одном флаконе» - это всегда привлекательно, но не всегда эффективно. Один человек, теоретически, может справиться и сделать всю работу самостоятельно. Но не упустит ли он при этом какой-то важной детали, которая отобьет у пользователей охоту пользоваться разработанным интерфейсом? Гораздо лучше с задачей справятся два отдельных специалиста.

29.09.2017

User Experience (опыт взаимодействия) или UX - это популярный в настоящее время термин в технологических и дизайнерских индустриях. Так как UX продолжает развиваться и определяться, многие люди все еще не уверены, что означает UX, и как правильно использовать этот термин.

Наверное, вы часто слышите о UX когда речь идет об интерфейсах сайтов или мобильных приложений. Отчасти это правильно, но более глубокий взгляд на UX необходим для полного понимания того, почему опыт взаимодействия настолько важен, и почему так важно о нем знать.

Что такое User Experience (UX)?

UX расшифровывается как “user experience (опыт взаимодействия)”. Опыт взаимодействия – это то, как люди взаимодействуют с продуктом.

Вы сталкиваетесь с UX везде. По идее, все с чем вы контактируете, начиная с программного обеспечения и заканчивая кнопкой включения/выключения и ее формой, является примером элементов, создающих UX. Сумма ваших взаимодействий с продуктом становится опытом, который вы получаете используя этот продукт.

Все объекты вокруг нас имеют опыт взаимодействия – от тач-скрин киосков в метро до элитных кофе-машин, которые позволяют налить себе чашечку кофе для гурманов. Возможность использовать мобильный телефон или любой другой девайс на ходу улучшает UX, также как взаимодействие с автомобилем с помощью тач-скрина и голосовых команд делает управление автомобилем проще и удобнее.

Успех продукта основывается на том, как пользователи его воспримут. Используя продукт, люди обычно оценивают свой опыт взаимодействия следующим образом:

  • Получил ли я пользу от этого продукта?
  • Легко ли его использовать?
  • Приятно ли его использовать?

То, станут ли люди постоянными и верными пользователями продукта напрямую зависит от ответа на эти вопросы.

Элементы UX

Дон Норман (Don Norman), соучредитель Nielsen Norman Group , был первым, кто ввел понятие “user experience” в 90-ые годы, сказав “Опыт взаимодействия охватывает все аспекты взаимодействия пользователя с компанией, ее услугами и продуктами”.

“Я придумал этот термин, потому что считал, что человеческие интерфейсы и юзабилити – слишком узкие понятия. Я хотел захватить все аспекты человеческого опыта взаимодействия с системой, включая индустриальный дизайн, графику, интерфейсы и физическое взаимодействие.”

В этом видео Дон Норман делится своим мнением об истоках термина UX.