Слайд 2
Слайд 3
Неудачи начала 60-х годов в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата. Ещё при Хрущёве на страницах газет стали появляться дискуссии об экономических стимулах производства.
Слайд 4
Слайд 5
В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве, которая подразумевала меры по решению социальных проблем села и использование экономических стимулов труда.
А.Н. Косыгин
Слайд 6
Слайд 7
Однако, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства, которое должно планировать и руководить аграрным сектором.
Слайд 8
Огромные средства тратились крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.
Дождевая установка
Слайд 9
Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.
Слайд 10
В сентябре 1965 года началась реформа в промышленности, пытающаяся соединить совершенствование хозяйственного механизма и экономическое стимулирование работника.
Слайд 11
Главное положение – изменение условий экономического стимулирования, сокращение до минимума число планируемых показателей. Вместе с тем сохранялись жёсткие нормативы и вводились новые показатели качества продукции.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
За годы восьмой пятилетки объём промышленности вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе и ВАЗ в Тольятти. НО к концу 60-х годов ход реформы приостановился.
На конвейере ВАЗа
Слайд 15
Поработаем с таблицей на стр. 300. Какие особенности экономического развития страны в 1965 – 1985 гг. она позволила установить?
Слайд 16
Прочитайте п. на стр. 300 - 302 и ответьте на вопрос: « Почему наметился спад производства?»
Слайд 17
В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».
Открытый урок по теме:
« Экономика «Развитого социализма»
учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области
Варава Ирины Михайловны
Класс: 9-а 19.02.2014
Предмет: история
Цели урока:
Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР
Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.
Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.
Тип урока: Проблемный
Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.
На уроке формируются компетенции:
Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),
Основные даты:
март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;
сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;
1979 г. - реформа хозяйственного механизма.
Термины:
*Товарный голод
*Экономический застой
*Дефицитная экономика
*Экстенсивное развитие
*Интенсивное развитие
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку;
Постановка целей и задач урока.
II. Проверка знаний
Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел
Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел
У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)
Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел
Фронтально с классом:
Вопросы:
III. Изучение нового материала
3. Научно- технический прогресс.
4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).
(Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)
Цель реформы:
1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;
2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:
Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.
Сущность и основные направления реформы.
Работа с содержание реформ по вариантам:
Фронтальное подведение итогов по вариантам
2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:
« Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.
Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве
В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:
1. Решение социальных проблем села.
2. Частичное использование экономических стимулов к труду:
а) повышение закупочных цен,
б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,
в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,
г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.
3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.
Проверка выполнения задания.
1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?
2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.
3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?
4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?
Ход и итоги реформы в промышленности
При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.
В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:
(Проверка выполнения задания.)
Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?
Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %
Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?
Научно-технический прогресс.
В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?
Охарактеризуйте постиндустриальное общество.
Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.
Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?
Укажите положительные тенденции в это время.
Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?
Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.
Анализ социальной политики.
После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:
Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.
В чем причины улучшения жизни?
Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?
За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?
IV. Закрепление.
Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника
Выполнение проблемного задания.
V. Домашнее задание: § 44.
VI. Подведение итогов урока.
План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).
Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие
Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ
Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма
Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %
Результаты сворачивания реформ %
Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным
Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию
Ответь на вопрос теста Какие признаки характеризуют политическую систему СССР в 1970-е- середине 80-х гг.? 1) отсутствие жёсткого идеологического контроля в обществе 2) осуществление на практике принципа разделения властей 3) отказ от критики культа личности Сталина 4) рост и укрепление бюрократического аппарата - Какие ещё признаки политической системы в 1970-е- середине 80-х гг.? вы можете назвать? Правозащитное движение? (р.т.2)
Ответь на вопрос теста В «брежневской» Конституции, в отличии от «сталинской» 1) содержался перечень основных прав советских граждан 2) СССР объявлялся государством диктатуры пролетариата 3) закреплялась руководящая роль КПСС в советском обществе 4) закреплялось федеративное устройство страны Какие ещё черты «брежневской» Конституции вы можете назвать. Почему многие статьи Конституции только провозглашались?
§ 44 (повторить), понятия, даты знакомство с § 46,вопросы () -продумать Р.т.(1-5) – письменно, Задание на урок.
Основные положения реформы (р.т.2) 1) повышались закупочные цены(20%) 2) устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок 3) вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4) увеличивались капиталовложения(30%бюджетных средств) 5) были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.
Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 1. Власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства., которое должно планировать и руководить аграрным сектором.
Аграрная реформа (у). 2. Огромные средства тратились крайне неэффективно. Почему? Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.
Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 3. Главное все изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы - отношений собственности, подлинной заинтересованности колхозников в результатах труда не было.
Итоги: Введение стабильных денежных окладов колхозников обернулось ростом иждивенческих настроений. Убыточная деятельность большинства колхозов и совхозов Сокращение пашни на 25 млн.га Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.
Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа».(р.т) Наследие Хрущева: Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу Отменены совнархозы и восстановлены министерства Изменена система планирования при расширении прав предприятий Отменены многие хрущевские «нововведения» Стимулирование труда Введение экономических методов хозяйствования Хозрасчёт Учитывалась местная инициатива гг. – Восьмая пятилетка – наилучшие показатели развития страны в Советский период
Меры в промышленности (р.т.3) Восстановление отраслевого управления (восстановление министерств); Перевод предприятий на хозрасчет (самоокупаемость); Главное. Изменение условий планирование – 1) выполнение плана выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции; 2) Сокращение количества отчетных показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции, вводились новые показатели качества продукции
Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?(р.т.3-2) Сентябрьская реформа 1965 г. пыталась ввести в действие материальные стимулы, т.е. командно- административное регулирование дополнить экономическим, тем самым совершенствовать хозяйственный механизм. Цель- усилить заинтересованность предприятий в перевыполнение плановых заданий.
Результаты в промышленности Сначала реформа дала немалый результат, с 1966 – 1970 гг. Но уже к концу 1960-х реформа, притом, что ее никто не отменял, пошла на убыль. Докажите (р.т.4) Какими объективными причинами руководство страны падение темпов экономического роста? (р.т.4-1) (у. 288)
Причины свертывание реформы Противодействие преобразованиям со стороны высшей номенклатуры (господствующий слой руководства партией и страной) (учебник 289) Противоречие идеологическим установкам; Непоследовательность и не комплексность самой реформы. « Косыгинская реформа » не сумела предотвратить появления к концу 60-х гг. негативных тенденций в советской экономике.
Научно – технический прогресс (р.т.5) В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966 г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».
В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ В 1976 г. появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86. В 1975 г. начался выпуск карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110.
Социальная политика(р.т.5- 2) За 20 лет число горожан выросло со 130 до 180 млн. чел. численность жителей села снизилась со 105 до 96 млн. чел. В Нечерноземье села пришли в запустение. Число лиц с высшим и средним образованием составляло 70%. Резко обострился жилищный вопрос,в республиках средней Азии появилась скрытая безработица. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности- 50. Нехватка продовольствия привела к введению в ряде районов страны карточной системы.
Хозяйственный « застой ». Факты. 1. Советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную 2. С 1970-х годов началось снижение основных экономических показателей: темпов прироста национального дохода, роста производительности труда. 3. Свёртывание социальных программ в 1980-е гг., финансирование социальной сферы по остаточному принципу. 4. Удельный вес отраслей, определяющих научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.) был значительно ниже, чем в индустриально- развитых странах. 5. К 1985 г. в СССР было несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США – 1, 5 млн новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров) 6. К началу 80-х г. в СССР продолжали работать вручную 40% промышленных рабочих, 75% работников сельского хозяйства.
Хозяйственный « застой » Усиление гонки вооружений Хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров Импорт зерна и продовольствия Экспорт топлива и полезных ископаемых Добывающий и топливно-энергетический, ВПК становятся приоритетом развития промышленности
Дата 20.04.17г 9 класс
Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма
Ц ель урока
осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества
Задачи урока
освоить новые понятия и уметь ими оперировать
уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала
критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам
сформировать системное видение темы
мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме
Понятия и термины
консервация
политический режим
идеологемы
социализм
функционеры
партийная номенклатура
формализм
План урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Домашнее задание
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з
Изучение нового материала
Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.
Л.И.Брежнев
Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».
Беседа с классом
Вопросы для беседы:
1. Что такое пропаганда?
2. Где используется пропаганда и в каких формах?
3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.
4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?
Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.
После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.
Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.
Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.
К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».
Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…
Объяснение терминов
Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.
Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.
Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.
Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.
Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.
Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.
Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.
Закрепление выученного материала
Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»
Домашнее задание
1. Изучить материал темы по учебнику.
2. Написать эссе на одну из тем:
Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.
Мое видение коммунизма в СССР
Коммунизм или демократия?
10 класс
Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.
Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.
Воспитание культуры речи и поведения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)
2. Проверка д/з
1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?
В каком году был созван конгресс? 1814 год
С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства
Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.
Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1
Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?
2. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Какова роль Священного союза для России и Европы?
Для этого ответьте на вопросы:
Когда был создан Священный союз?
Какие страны вошли в союз?
С какой целью он был создан?
Какую роль в союзе играла Россия
Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.
3. Изучение нового материала:
Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.
Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »
Работа в парах:
Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.
А. борьба с революциями
Б. решение Восточного вопроса
Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.
2) Россия и революции в Европе.
Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:
Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)
Какие события об этом свидетельствуют?
Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)
3) Восточный вопрос.
Беседа по вопросам:
Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)
Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)
Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?
Заполните таблицу:
Критерий сравнения
Русско-иранская войнаРусско-турецкая война
Кавказская война
Хронологические рамки
Причины войны
Страны участницы
Итоги войны
4) Кавказская война.
Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.
4. Закрепление:
Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:
А) Чего добилась Россия на международной арене?
В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?
Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.
5. Домашнее задание:
Параграф
(урок-лекция с применением мультимедийного учебника)
ОУ «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали»
Астраханской области
Районный семинар заместителей директоров по УВР «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе приемов педагогических технологий»
Открытый урок по теме:
Класс: 9-а 2009-2010 учебный год
Предмет: история
Тема урока: Экономика «Развитого социализма»
Цели урока:
Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССР в 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в Советском Союзе.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
На уроке формируются компетенции:
информационные,
учебно-познавательные,
коммуникативная,
ценностно-смысловая.
Учебное оборудование: карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),
Оформление доски : тема урока, план изучения новой темы, новые слова (экстенсивная экономика), домашнее задание.
Основные даты:
март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;
сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;
1979 г. - реформа хозяйственного механизма.
Термины:
интенсивное, экстенсивное развитие;
самоокупаемость;
хозрасчет.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка принадлежностей;
Постановка целей и задач урока.
II . Проверка знаний
Использование медиатестов СД-4 § 43
Фронтальный опрос учащихся.
Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
Какие последствия для экономической и социальной сферы могла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?
Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?
III . Изучение нового материала
Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.
Реформа промышленности: замыслы и результаты.
Научно-технический прогресс.
Социальная политика.
(Рассказ учителя.)
Цель реформы:
1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;
2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:
рост капиталовложений и незавершенного строительства;
массовое производство изделий, не находивших сбыта;
несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
нарастание бумаготворчества.
Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.
Сущность и основные направления реформы.
Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.
Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве
В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:
1. Решение социальных проблем села.
2. Частичное использование экономических стимулов к труду:
а) повышение закупочных цен,
б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,
в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,
г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.
3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.
В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?
С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.
Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?
Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?
Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?
Ход и итоги реформы в промышленности
При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.
В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:
изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.
(Проверка выполнения задания.)
Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?
Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %
Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:
(Заполнение таблицы)
Объективные причины |
Субъективные причины |
Экстенсивные основы развития. Непоследовательность реформы. Попытка провести реформу при одновременном свертывании процесса демократизации в политической жизни. Даже упоминание рыночных отношений объявлялось антисоциалистическим, в теории и практике господствовало тотальное планирование. |
Большая часть хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, владела командными методами управления, которые не «вписывались в реформу». |
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?
Научно-технический прогресс.
В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?
Охарактеризуйте постиндустриальное общество.
Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.
Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?
Укажите положительные тенденции в это время.
Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?
Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.
Анализ социальной политики.
После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:
Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.
В чем причины улучшения жизни?
Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?
За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?
IV . Закрепление.
Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника
Выполнение проблемного задания.
V . Домашнее задание: § 44.
1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.
2) Проанализируйте документ с.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.
VI. Подведение итогов урока.