Попытки решить проблему НТП

Windows 8

Слайд 2

План урока

  1. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты;
  2. Реформы в промышленности;
  3. Научно-технический прогресс;
  4. Социальная политика.
  • Слайд 3

    Аграрная реформа 1965 г.

    Неудачи начала 60-х годов в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата. Ещё при Хрущёве на страницах газет стали появляться дискуссии об экономических стимулах производства.

    Слайд 4

    Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа»

  • Слайд 5

    Аграрная реформа

    В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве, которая подразумевала меры по решению социальных проблем села и использование экономических стимулов труда.

    А.Н. Косыгин

    Слайд 6

    Основные положения реформы.

    • повышались закупочные цены;
    • устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок;
    • вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
    • увеличивались капиталовложения;
    • были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.
  • Слайд 7

    Аграрная политика

    Однако, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства, которое должно планировать и руководить аграрным сектором.

    Слайд 8

    Аграрная реформа

    Огромные средства тратились крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

    Дождевая установка

    Слайд 9

    Итоги

    • введение стабильных денежных окладов колхозников;
    • убыточная деятельность колхозов и совхозов;
    • сокращение пашни на 25 млн.га.

    Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

    Слайд 10

    Реформы в промышленности

    В сентябре 1965 года началась реформа в промышленности, пытающаяся соединить совершенствование хозяйственного механизма и экономическое стимулирование работника.

    Слайд 11

    Достижения

    Главное положение – изменение условий экономического стимулирования, сокращение до минимума число планируемых показателей. Вместе с тем сохранялись жёсткие нормативы и вводились новые показатели качества продукции.

    Слайд 12

    Создан фонд экономического стимулирования

    • Фонд материального поощрения;
    • Фонд бытового развития;
    • Фонд социально-культурного развития.
  • Слайд 13

    Слайд 14

    Реформы в промышленности

    За годы восьмой пятилетки объём промышленности вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе и ВАЗ в Тольятти. НО к концу 60-х годов ход реформы приостановился.

    На конвейере ВАЗа

    Слайд 15

    Поработаем с таблицей на стр. 300. Какие особенности экономического развития страны в 1965 – 1985 гг. она позволила установить?

    Слайд 16

    Прочитайте п. на стр. 300 - 302 и ответьте на вопрос: « Почему наметился спад производства?»

    Слайд 17

    Научно – технический прогресс

    В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».

    Открытый урок по теме:

    « Экономика «Развитого социализма»

    учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

    Варава Ирины Михайловны

    Класс: 9-а 19.02.2014

    Предмет: история

    Цели урока:

    Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

    Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

    Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

    Тип урока: Проблемный

    Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

    На уроке формируются компетенции:

    • информационные,
    • учебно-познавательные,
    • коммуникативная,
    • ценностно-смысловая.

    Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

    Основные даты:

    март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

    сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

    1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

    Термины:

    *Товарный голод

    *Экономический застой

    *Дефицитная экономика

    *Экстенсивное развитие

    *Интенсивное развитие

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    Проверка готовности к уроку;

    Постановка целей и задач урока.

    II. Проверка знаний

    Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

    Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

    У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

    Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

    Фронтально с классом:

    Вопросы:

    1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
    2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
    3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
    4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
    5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
    6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

    III. Изучение нового материала

    1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
    2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

    3. Научно- технический прогресс.

    4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    (Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

    Цель реформы:

    1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

    2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

    • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
    • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
    • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
    • нарастание бумаготворчества.

    Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

    Сущность и основные направления реформы.

    Работа с содержание реформ по вариантам:

    Фронтальное подведение итогов по вариантам

    2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

    « Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

    Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

    Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

    В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

    1. Решение социальных проблем села.

    2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

    а) повышение закупочных цен,

    б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

    в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

    г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

    3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

    Проверка выполнения задания.

    1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

    2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

    3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

    4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

    Ход и итоги реформы в промышленности

    При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

    В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

    • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
    • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
    • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
    • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
    • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
    • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

    (Проверка выполнения задания.)

    Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

    Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

    Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

    После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

    Научно-технический прогресс.

    В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

    Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

    Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

    Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

    Укажите положительные тенденции в это время.

    Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

    Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

    Анализ социальной политики.

    После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

    В чем причины улучшения жизни?

    Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

    За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

    IV. Закрепление.

    Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

    Выполнение проблемного задания.

    V. Домашнее задание: § 44.

    VI. Подведение итогов урока.

    План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

    Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

    Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

    Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

    Результаты сворачивания реформ %

    Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

    Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

    Ответь на вопрос теста Какие признаки характеризуют политическую систему СССР в 1970-е- середине 80-х гг.? 1) отсутствие жёсткого идеологического контроля в обществе 2) осуществление на практике принципа разделения властей 3) отказ от критики культа личности Сталина 4) рост и укрепление бюрократического аппарата - Какие ещё признаки политической системы в 1970-е- середине 80-х гг.? вы можете назвать? Правозащитное движение? (р.т.2)


    Ответь на вопрос теста В «брежневской» Конституции, в отличии от «сталинской» 1) содержался перечень основных прав советских граждан 2) СССР объявлялся государством диктатуры пролетариата 3) закреплялась руководящая роль КПСС в советском обществе 4) закреплялось федеративное устройство страны Какие ещё черты «брежневской» Конституции вы можете назвать. Почему многие статьи Конституции только провозглашались?








    § 44 (повторить), понятия, даты знакомство с § 46,вопросы () -продумать Р.т.(1-5) – письменно, Задание на урок.






    Основные положения реформы (р.т.2) 1) повышались закупочные цены(20%) 2) устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок 3) вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4) увеличивались капиталовложения(30%бюджетных средств) 5) были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.


    Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 1. Власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства., которое должно планировать и руководить аграрным сектором.


    Аграрная реформа (у). 2. Огромные средства тратились крайне неэффективно. Почему? Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.


    Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 3. Главное все изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы - отношений собственности, подлинной заинтересованности колхозников в результатах труда не было.


    Итоги: Введение стабильных денежных окладов колхозников обернулось ростом иждивенческих настроений. Убыточная деятельность большинства колхозов и совхозов Сокращение пашни на 25 млн.га Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.


    Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа».(р.т) Наследие Хрущева: Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу Отменены совнархозы и восстановлены министерства Изменена система планирования при расширении прав предприятий Отменены многие хрущевские «нововведения» Стимулирование труда Введение экономических методов хозяйствования Хозрасчёт Учитывалась местная инициатива гг. – Восьмая пятилетка – наилучшие показатели развития страны в Советский период


    Меры в промышленности (р.т.3) Восстановление отраслевого управления (восстановление министерств); Перевод предприятий на хозрасчет (самоокупаемость); Главное. Изменение условий планирование – 1) выполнение плана выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции; 2) Сокращение количества отчетных показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции, вводились новые показатели качества продукции


    Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?(р.т.3-2) Сентябрьская реформа 1965 г. пыталась ввести в действие материальные стимулы, т.е. командно- административное регулирование дополнить экономическим, тем самым совершенствовать хозяйственный механизм. Цель- усилить заинтересованность предприятий в перевыполнение плановых заданий.










    Результаты в промышленности Сначала реформа дала немалый результат, с 1966 – 1970 гг. Но уже к концу 1960-х реформа, притом, что ее никто не отменял, пошла на убыль. Докажите (р.т.4) Какими объективными причинами руководство страны падение темпов экономического роста? (р.т.4-1) (у. 288)




    Причины свертывание реформы Противодействие преобразованиям со стороны высшей номенклатуры (господствующий слой руководства партией и страной) (учебник 289) Противоречие идеологическим установкам; Непоследовательность и не комплексность самой реформы. « Косыгинская реформа » не сумела предотвратить появления к концу 60-х гг. негативных тенденций в советской экономике.








    Научно – технический прогресс (р.т.5) В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966 г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».


    В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ В 1976 г. появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86. В 1975 г. начался выпуск карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110.


    Социальная политика(р.т.5- 2) За 20 лет число горожан выросло со 130 до 180 млн. чел. численность жителей села снизилась со 105 до 96 млн. чел. В Нечерноземье села пришли в запустение. Число лиц с высшим и средним образованием составляло 70%. Резко обострился жилищный вопрос,в республиках средней Азии появилась скрытая безработица. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности- 50. Нехватка продовольствия привела к введению в ряде районов страны карточной системы.



    Хозяйственный « застой ». Факты. 1. Советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную 2. С 1970-х годов началось снижение основных экономических показателей: темпов прироста национального дохода, роста производительности труда. 3. Свёртывание социальных программ в 1980-е гг., финансирование социальной сферы по остаточному принципу. 4. Удельный вес отраслей, определяющих научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.) был значительно ниже, чем в индустриально- развитых странах. 5. К 1985 г. в СССР было несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США – 1, 5 млн новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров) 6. К началу 80-х г. в СССР продолжали работать вручную 40% промышленных рабочих, 75% работников сельского хозяйства.


    Хозяйственный « застой » Усиление гонки вооружений Хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров Импорт зерна и продовольствия Экспорт топлива и полезных ископаемых Добывающий и топливно-энергетический, ВПК становятся приоритетом развития промышленности

    Дата 20.04.17г 9 класс

    Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма

    Ц ель урока

    осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества

    Задачи урока

    освоить новые понятия и уметь ими оперировать

    уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала

    критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам

    сформировать системное видение темы

    мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме

    Понятия и термины

    консервация

    политический режим

    идеологемы

    социализм

    функционеры

    партийная номенклатура

    формализм

    План урока

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Домашнее задание

    Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка д/з

    Изучение нового материала

    Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.

    Л.И.Брежнев

    Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».

    Беседа с классом

    Вопросы для беседы:

    1. Что такое пропаганда?

    2. Где используется пропаганда и в каких формах?

    3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.

    4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?

    Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.

    После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.

    Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

    Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.

    К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».

    Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…

    Объяснение терминов

    Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.

    Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.

    Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.

    Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.

    Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.

    Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.

    Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.

    Закрепление выученного материала

    Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»

    Домашнее задание

    1. Изучить материал темы по учебнику.

    2. Написать эссе на одну из тем:

    Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.

    Мое видение коммунизма в СССР

    Коммунизм или демократия?

    10 класс

    Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.

    Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.

    Воспитание культуры речи и поведения.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока

    1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)

    2. Проверка д/з

    1. Дайте развернутый ответ на вопрос:

    Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?

    В каком году был созван конгресс? 1814 год

    С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства

    Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.

    Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1

    Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?

    2. Дайте развернутый ответ на вопрос:

    Какова роль Священного союза для России и Европы?

    Для этого ответьте на вопросы:

    Когда был создан Священный союз?

    Какие страны вошли в союз?

    С какой целью он был создан?

    Какую роль в союзе играла Россия

    Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.

    3. Изучение нового материала:

    Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.

    Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »

    Работа в парах:

    Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.

    А. борьба с революциями

    Б. решение Восточного вопроса

    Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.

    2) Россия и революции в Европе.

    Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:

    Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)

    Какие события об этом свидетельствуют?

    Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)

    3) Восточный вопрос.

    Беседа по вопросам:

    Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)

    Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)

    Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?

    Заполните таблицу:

    Критерий сравнения

    Русско-иранская война

    Русско-турецкая война

    Кавказская война

    Хронологические рамки

    Причины войны

    Страны участницы

    Итоги войны

    4) Кавказская война.

    Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.

    4. Закрепление:

    Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:

    А) Чего добилась Россия на международной арене?

    В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?

    Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.

    5. Домашнее задание:

    Параграф

    (урок-лекция с применением мультимедийного учебника)

    ОУ «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали»

    Астраханской области

    Районный семинар заместителей директоров по УВР «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе приемов педагогических технологий»

    Открытый урок по теме:

    Класс: 9-а 2009-2010 учебный год

    Предмет: история

    Тема урока: Экономика «Развитого социализма»

    Цели урока:

    Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССР в 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономи­ческого кризиса в Советском Союзе.

    Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

    На уроке формируются компетенции:

      информационные,

      учебно-познавательные,

      коммуникативная,

      ценностно-смысловая.

    Учебное оборудование: карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

    Оформление доски : тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (экстенсивная экономика), домашнее задание.

    Основные даты:

    март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

    сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направле­ний реформы промышленности;

    1979 г. - реформа хозяйствен­ного механизма.

    Термины:

    интенсивное, экстенсивное развитие;

    самоокупаемость;

    хозрасчет.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Проверка принадлежностей;

    Постановка целей и задач урока.

    II . Проверка знаний

    Использование медиатестов СД-4 § 43

    Фронтальный опрос учащихся.

      Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.

      Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?

      Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.

      Какие последствия для экономической и социальной сферы мог­ла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сель­ского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?

      Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее по­ложительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения на­селения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?

      Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?

      В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических ре­форм Хрущева?

    III . Изучение нового материала

      Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.

      Реформа промышленности: замыслы и результаты.

      Научно-технический прогресс.

      Социальная политика.

    (Рассказ учителя.)

    Цель реформы:

    1) изменение условий планирования и усиления экономического стиму­лирования;

    2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

      рост капиталовложений и незавершенного строительства;

      массовое производство изделий, не находивших сбыта;

      несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;

      нарастание бумаготворчества.

    Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.

    Сущность и основные направления реформы.

    Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.

    Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

    В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

    1. Решение социальных про­блем села.

    2. Частичное использование экономических стиму­лов к труду:

    а) повышение закупочных цен,

    б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

    в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

    г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

    3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

    В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

    С учетом предыдущего исторического опы­та (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые мог­ли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

    Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на разви­тие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

    Каким образом власти пытались решить про­блему нехватки продовольственных товаров?

    Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?

    Ход и итоги реформы в промышленности

    При рассмотрении вопросов реформы в области промышлен­ности следует обратить особое внимание учеников на поиск внут­ренних противоречий в реформе 1965 г.

    В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

      изменение условий пла­нирования и усиление экономического стимулирования;

      введение и новых показателей, призванных обес­печить ее качество;

      сокращение до минимума числа планируемых показате­лей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;

      разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материаль­ного поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;

      восстановление управления про­мышленностью через отраслевые министерства;

      сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утверж­денных планов предоставлялось самим предприя­тиям.

    (Проверка выполнения задания.)

    Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

    Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %


    Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свер­тывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономи­ческой реформы 1965 г.»:

    (Заполнение таблицы)

    Объективные причины

    Субъективные причины

    Экстенсивные основы разви­тия.

    Непоследо­вательность реформы.

    Попытка провести реформу при од­новременном свертывании про­цесса демократи­зации в политиче­ской жизни.

    Даже упоминание рыночных отно­шений объявля­лось антисоциали­стическим, в тео­рии и практике господствовало тотальное плани­рование.

    Большая часть хозяйственного аппарата сформи­ровалась в сталин­скую эпоху, вла­дела командными методами управ­ления, которые не «вписывались в реформу».

    После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

    Научно-технический прогресс.

    В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

    Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

    Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

    Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуще­ствами социализма?

    Укажите положительные тенденции в это время.

    Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

    Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

    Анализ социальной политики.

    После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

    В чем причины улучшения жизни?

    Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

    За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

    IV . Закрепление.

    Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

    Выполнение проблемного задания.

    V . Домашнее задание: § 44.

    1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

    2) Проанализируйте документ с.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.

    VI. Подведение итогов урока.