Level one лекции по искусству. Level One — сервис для подбора лекций по искусству, архитектуре и классической музыке. Ориентируйтесь в современном искусстве

Windows 8

Большая часть картин, созданных до XX века, посвящена одним и тем же сюжетам. Для начала будет достаточно сориентироваться в наборе из основных библейских событий, запомнить около двух десятков мифологических сюжетов и персонажей и отличать самых популярных средневековых святых.

Если захочется разобраться получше, прочитайте книгу Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции», пересказанные отрывки из «Золотой легенды» Якова Ворагинского о житиях святых и, конечно, Библию - хотя бы в адаптированной версии.

Проверьте, какие из этих сюжетов и героев вы узнаете с закрытыми глазами:

  • Библейские сюжеты: грехопадение, изгнание из рая, Давид, Юдифь, Благовещение, поклонение волхвов, бегство в Египет, святое семейство, страсти Христовы, распятие, оплакивание.
  • Мифологические сюжеты и персонажи: суд Париса, рождение Венеры, Афина и Марсий, подвиги Геракла, кентавромахия, Минотавр, похищение Европы, Амур и Психея.
  • Средневековые святые: Себастьян, Стефан, Иероним, Екатерина Александрийская, Франциск Ассизский.

2. Интерпретируйте символы

В искусстве, особенно классическом, ничего не бывает просто так. Каждая деталь несёт свою символическую нагрузку.

Есть символы универсальные: они не менялись веками и характерны для большинства культур. Например, полезно знать, что белая лилия традиционно обозначает непорочность и красоту Девы Марии, а череп всегда намекает нам на смерть.

Большинство символов варьируется в зависимости от страны или периода. Чтобы во всём этом разобраться, почитайте неплохую книгу Джеймса Холла «Словарь сюжетов и символов в искусстве». Главное - понять общие принципы. Так вы сможете на уровне интуиции предполагать, что значит тот или иной предмет.

3. Определяйте стиль картины по ярким характеристикам

Стиль картины - очень важная штука, позволяющая мысленно вписать полотно в контекст эпохи и сориентироваться, с какими работами его сравнить. Хорошая новость состоит в том, что ключевых стилей мало. Достаточно разобраться в отличиях десятка направлении, и вы сможете грубо прикидывать век создания картин, написанных вплоть до 1900 года.

Искусство Византии, романика, готика, ренессанс, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, импрессионизм и течения в искусстве XX века - вот набор, с которым можно свернуть горы.

Для быстрого ликбеза посетите курс из трёх лекций « ». Для въедливого изучения подойдёт книга «История искусства» Эрнста Гомбриха, «Краткая история искусств» Нины Дмитриевой или «Основы истории искусств» Хорста и Энтони Янсонов.

4. Делитесь своими впечатлениями

Если искусство пока не производит на вас такого впечатления, делитесь любыми ассоциациями, ощущениями и мыслями, на которые наталкивают картины. Ошибиться здесь невозможно, а оценят все.

Что делать, когда полотна не вызывают решительно никакого отклика? Упражняйтесь! Перед походом в музей почитайте о художнике, особенностях его манеры или эпохе. Раз визуальная часть оставляет вас равнодушным, возможно, заинтересуют конкретные истории.

5. Рассуждайте о технике

Техника исполнения - это беспроигрышная тема. Можно описывать буквально всё, что вы видите. Главное - научиться замечать детали. С точки зрения техники можно обсуждать цвет, свет, композицию и особенности мазка. Лучше, конечно, если вы сможете несколько раз послушать, как о картинах рассуждают художники. Например, лекция Level One «Пять художников: понять и полюбить гениев» помогает взглянуть на мировые шедевры взглядом профессионала.

Впрочем, и без этого можно проявить наблюдательность и заметить, что где-то картина гладкая, а где-то как будто выпуклая за счёт фактуры мазка. Где-то свет рассеивается по всему полотну, а где-то направлен на конкретную точку, будто луч прожектора.

Количество в конечном итоге перейдёт в качество. Чем больше вы будете смотреть, тем больше будете замечать.

Для тех, кто в картинах Пьеро делла Франчески, Рембрандта, Брейгеля, Сезанна и многих других мастеров видит лишь их материальную предметность и их символическое содержание, навсегда будут закрыты двери в мир художественной силы и красоты.

Иоханнес Иттен, художник, теоретик нового искусства

6. Не бойтесь спорить

Страшный секрет искусствоведов: истины нет нигде или почти нигде. К какому направлению относится творчество художника, кем или чем он вдохновлялся, как истолковать символы - любой из вопросов вызывает бурные дискуссии среди специалистов.

Понятно, что не стоит злоупотреблять и откровенно смешивать кислое с пресным, поэтому знание символов и художественных стилей лишним не будет.

Для начала изучите их, а после смело рассуждайте о спорных моментах: к этому времени у вас наверняка уже выработается собственная точка зрения.

Чтобы запастись множеством хороших доводов для будущих дискуссий, посмотрите книгу Сергея Даниэля «Искусство видеть»: она поможет не только натренироваться в описании картины, но и научит качественно воспринимать живопись.

7. Не обесценивайте XX век

Большинству людей нравится, когда всё понятно, красиво и желательно с голыми женщинами, а «Чёрный квадрат» или картины Пита Мондриана и Марка Ротко они считают мазнёй. Это удобная позиция, но она сразу выдаёт в вас начинающего.

Маленькое наблюдение: чем больше вы погружаетесь в историю искусств, тем проще вам принять живопись последнего столетия. Не каждый готов её полюбить, но говорить «Я тоже так могу» перестают все.

8. Ориентируйтесь в современном искусстве

Хотя бы на уровне терминологии. Вовремя ввернуть мысль про акционизм, хеппенинг, перформанс или арт-интервенцию - бесценно.

Если серьёзно, то современное искусство бывает разным. Главный секрет его восприятия состоит в том, что не стоит идти на первую попавшуюся выставку без подготовки. Нужно почитать и понять, для вас ли это всё.

Есть искусство, призванное вызвать шоковые эмоции, вплоть до ужаса и отвращения. Есть и такое, что вызывает только восхищение мастерством художника. Если к первому вы ещё не готовы, стоит узнать об этом заранее и не мучить себя понапрасну.

Иман Малеки. Девушка у окна

К эстетическому современному искусству можно отнести работы иранского художника-фотореалиста Имана Малеки. Обратите внимание на проработку деталей: пряди волос и браслет часов изображены с предельной точностью.

9. Будьте в курсе крупных событий и готовьтесь к ним

Ничто не обсуждается в мире искусства больше, чем важные привозы крупнейших музеев. Об этом пишут в новостях, в соцсетях - везде. Отдельно стоит следить за планами Третьяковской галереи , Пушкинского музея и Московского музея современного искусства .

Предупреждён - значит вооружён. К выставкам обычно выпускают аннотации, проводят лекции и экскурсии. Можно дополнительно подготовиться, изучив эпоху, к которой принадлежат творения автора.

10. Задавайте глупые вопросы

Чем меньше вы думаете о том, как выглядите в глазах других, и чем больше вас интересует само искусство, тем стремительнее вы приближаетесь к идеальному собеседнику, с которым хочется сходить в музей. Посмотрите, сколько вопросов об искусстве на The Question, и расслабьтесь: вы не одиноки.

Когда стресс снят, изучите хорошую подборку литературы по искусству на Bookmate и сходите на лекции . Там вы найдёте гарантированно хорошие лекции с сотнями отзывов, которые разожгут желание погружаться в искусство больше и больше.

Изобразительным искусством всё не ограничивается: лекции по архитектуре, классической музыке, истории и религии помогут лучше ориентироваться в разных сферах прекрасного и в итоге по-новому воспринимать жизнь.

Который позволяет подобрать лекции по искусству, архитектуре и классической музыке. Передаём микрофон.

Я - Настя Погожева, мне 30.

Не так давно мы запустили образовательный проект Level One. Это сервис, который позволяет подобрать офлайновые лекции по искусству, архитектуре и классической музыке.

Мы делаем качественные лекции для тех, у кого не хватало времени разобраться в сложных темах. То есть примерно для всех - поэтому Level One стал самой массовой коммерческой образовательной историей в областях, которые мы успели охватить. Курсы по архитектуре прошло почти 700 человек, суммарно разные курсы посетило 1500 участников. Через год мы планируем проводить лекции для тысячи участников в месяц по разным сферам культуры - добавим лекции по истории, литературе, городу (о Москве) и философии.

Все лекторы проходят жесткий отбор. Это люди, которые здорово разбираются в теме, умеют общаться с аудиторией, знают, как увлечь участников предметом и способны структурированно передавать свои знания. С каждым лектором мы работаем над материалом и проводим несколько тестовых встреч, пока лекция не станет хорошо отработанной.

Это все сильно отличает нас от остальных лекций в сфере культуры, которые готовятся только лектором, проводятся один раз и рассчитаны в основном на специалистов.

Мы принципиально не делаем онлайн-лекции. Во-первых, сразу исчезает пласт эмоций, возникающих от взаимодействия с лектором, от знакомства с новыми людьми, от посещения интересных мест - а без этих эмоций материал запоминается гораздо хуже. Во-вторых, у большинства людей не хватает мотивации закончить онлайн-курсы. В-третьих, онлайн сложно воспринимать, ведь из лекции объективно невозможно снять блокбастер. Сразу хочется заняться чем-то параллельно, а это снижает внимание. В общем, онлайн подходит для сильно мотивированных людей, но не для тех, кого мы только хотим увлечь.

Технологически выбор наших лекций устроен очень удобно. Лекции бронируются и оплачиваются на сайте, за сутки до мероприятия приходит напоминание, на следующий день приходят презентации и дополнительные материалы, пропущенную лекцию всегда можно перенести на другую дату (поскольку лекции многократно повторяются), лекции можно подарить, после посещения лекции доступна публикация отзыва. Отзывы оставляют почти 15% участников, это очень высокий показатель.

В команде у нас менеджер проекта, маркетолог, два разработчика и два сотрудника, занимающихся поддержкой лекций. А еще десять лекторов, но скоро будет в два раза больше.

На своей платформе запустили лекции в начале декабря 2015. Инвестиций не привлекали, работаем на собственные средства. Сейчас на курсы записывается около 500 человек в месяц, но по мере увеличения количества тем будет и больше участников.

Возвращаем слово читателям.

Хотите получить слово и рассказать о своем стартапе? .

Анастасия Погожева устала сидеть в офисе и запустила собственный образовательный проект . Берет предоплату со слушателей, назначает свою цену арендодателям (ниже рынка) и не любит именитых лекторов — «у них нет искры». Действует против правил, окупила вложения за месяц. Как?

— Все, кто учился в институте, помнят это ощущение: лектор читает, ты засыпаешь, — начинает Анастасия Погожева.

Мы разговариваем в переговорной «Рабочей станции» — коворкинга на Ленинском проспекте, где Level One вместо офиса снимает стол на несколько рабочих мест. Выясняем, на каких лекциях не спят и как на них зарабатывают.

От идеи до экскурсий

Раньше Настя была экономистом, но в декрете задумалась о том, чтобы переключиться на что-нибудь творческое. Поначалу хотела сделать агентство, которое обучает экскурсоводов, и в начале 2015 года начала разрабатывать пробный проект с командой Tripster — платформой для экскурсоводов и просто увлеченных людей из разных стран, на которой путешественникам предлагают авторские экскурсии.

— Экскурсоводы выкладывают свои предложения на Tripster как на маркетплейс. Зарабатывают неплохо, поэтому дополнительно учиться никто ничему не хотел, — говорит Погожева. — Тогда мне в голову пришла идея делать лекции.

Скоро родился Level One, на его создание вдохновили зарубежные аналоги. Анастасия хотела делать зажигательные и полезные лекции, что-то вроде русского TED Talks.

К тому моменту лекции как вид досуга уже набрали популярность в Москве, однако постоянно в похожем формате работали только «Теории и практики» — платформу для обмена знаниями с регулярными лекциями и семинарами открыли в 2009 году. Для монетизации T&P делали спецпроекты и размещали на сайте рекламу, а большинство мероприятий проводили разово и бесплатно.

Курсы Level One, наоборот, стоят денег, а одни и те же лекции повторяются раз в одну или несколько недель.

— Конкуренты у Level One появились быстро. Например, проект «Синхронизация», который основал консультант McKinsey Андрей Лобанов, — приводит пример Погожева.

От партнерства до самостоятельности

Проект Погожева разрабатывала вместе с основателем Tripster Алексеем Мельчаковым. Лекции предлагали на платформе в качестве еще одной услуги, помимо экскурсий. Первым направлением выбрали архитектуру, лекторами стали шесть разных преподавателей — архитектор, искусствовед, градостроитель, москвовед, журналист и историк. Спрос, уверяют организаторы, «был огромен». Однако к сентябрю 2015 года Погожева и Мельчаков решили не работать вместе. О причинах Анастасия умалчивает:

— Я всегда считала, что бизнес лучше делать с партнером, поэтому пыталась сделать совместный проект. Когда поняла, что у нас разные профессиональные интересы, пришлось принять тяжелое решение, что я буду продолжать одна.

В декабре 2015 года Погожева запустила сайт под названием Level One.

Алексей Мельчаков, основатель Tripster:

— Когда нам в Tripster стало тесно в формате экскурсий, мы запустили образовательный проект «Курс настоящего москвича», состоявший из шести встреч с историками и москвоведами. Настя была одной из участниц курса и пришла к нам в компанию с предложением проводить экскурсии для корпоративных клиентов. Договариваться с компаниями получалось не очень, и от идеи мы отказались. Зато запустили курс лекций по архитектуре: с лекторами работали совместно, а продажи были на мне. Но скоро я понял, что формат лекций Tripster неинтересен. К этому времени Настя всему научилась, чтобы заниматься лекциями самостоятельно.

От сайта до выручки

Разработка сайта обошлась в 200 000 рублей, которые Анастасия вложила из собственных сбережений.

— Если запускаете подобный проект, подготовьтесь к дополнительным тратам: сайт придется постоянно дорабатывать и обновлять, — предупреждает Погожева. — К этому прибавьте бюджет на рекламу и продвижение, а также гонорары лекторам и аренду площадок.

Отдельная головоломка — места для проведения мероприятий. Очевидные школьные и университетские помещения отпали сразу — как мы помним, Анастасия хотела отойти от скучных историй про классическое образование. Снимать постоянное помещение — дорого и неэффективно. В итоге Level One проводит занятия в разных местах — таких, где слушателям интересно побывать даже просто так, без лекции, но без повода туда вряд ли поедешь.

Сегодня лекции Level One проходят на 20 московских площадках: в творческом кластере ARTPLAY, арт-галерее «Солянка», коворкинге DI Telegraph, клубе «Римский-Корсаков», библиотеке им. И. С. Тургенева, книжном клубе-магазине «Гиперион». Всем Погожева платит фиксированную сумму за аренду помещений на несколько часов и договаривается о том, чтобы проводить лекции регулярно.

— Я поняла, что если договориться с музеями и клубами, для нас будет дешево, а людям — интересно. Что важно, цены удалось выбить ниже рыночных. Мы говорим: либо вы принимаете наши условия, либо мы идем к другим. Чтобы привлечь новую аудиторию и заполнить залы, они согласились.

На съем площадки и гонорары лекторам уходит примерно треть выручки.

— «Теории и практики» проложили дорогу для других образовательных проектов. Когда мы стартовали, люди уже наелись развлечениями, они хотели качественно другого досуга. К моменту запуска Level One и до лекций дошла тенденция общей переупаковки формата, организаторы старались превращать всё скучное советское в красивое, глянцевое и западнообразное. И дело пошло.

От амбиций до харизмы

С самого старта слушателей допускают к лекциям только по предварительной записи и предоплате.

— Это выгодно и для организатора, и для посетителя, — уверяет Погожева. — Первому легко рассчитать количество слушателей, а у второго есть стимул прийти, поскольку он заплатил.

При этом у Анастасии не было никакой уверенности, что люди действительно придут. Но вместо того, чтобы осторожно тестировать по одной лекции, Погожева организовала масштабный запуск — сразу 10 потоков курса. Запускать было страшновато, признается Настя, но даже если бы на лекции никто не пришел, это бы не принесло большие денежные потери: мы бы просто отменили незаполненные потоки и вернули людям деньги.

Основательница делала ставку на то, что лекции Level One полезны и адаптированы к современной жизни.

— Кто-то не получает удовольствие в музеях, кто-то хочет читать книги более внимательно или сожалеет, что после просмотра кино не может его обсудить. Мы хотели решить эти проблемы. Для этого надо было подобрать материал, чтобы человек, пришедший на лекцию, получил некую систему координат, например, начал понимать, что такое архитектура в целом и немного разбираться в архитектурных стилях.

Второй важный фактор — умение лектора заинтересовать аудиторию.

— Найти таких преподавателей было непросто, особенно мне — человеку из мира финансов, который не пересекался с представителями творческой тусовки. Я писала объявления в сообщества людей, которые разбираются в архитектуре и хотят о ней рассказывать, но не знают как. Предлагала, мол, давайте вместе поработаем и сделаем что-то классное.

Входной билет для лекторов — общий уровень харизматичности: важно, чтобы человек был обаятельный, умел структурировать информацию и выступать перед публикой. Всё это проверяют на тестовых лекциях.

— Невозможно предсказать, как человек ведет себя с аудиторией, если ты с ним разговариваешь один на один. Поэтому кроме встречи с потенциальным лектором, мы проводим бесплатную тестовую лекцию, куда записываются люди, которые в этот день зашли на сайт. После тестовых лекций Level One собирает отзывы слушателей и принимает решение о работе с претендентом.

А вот с именитыми преподавателями не сложилось: они часто рассказывают без огонька, будто для своих. Сейчас в Level One все лекторы в основном молодые — 27-35 лет, и у них «горят глаза».

Старания не прошли даром: проект принес прибыль в первый же месяц после запуска сайта. Сейчас лекции слушают около 2 500 людей в месяц. Стоимость занятия — 900 рублей, чаще их покупают блоками по два или три. Ежемесячная выручка Level One — 2,5 млн рублей.

Данил Перушев, основатель T&P («Теории и практики»):

— Спрос на «быстрые» знания огромен. Насколько это глубокие знания — отдельный вопрос. Взрослым некогда учиться, при этом они не умеют делать это сами по себе. Поэтому такие форматы, как Level One, будут расти и расти.

От лекций до…

Level One стал успешным во многом благодаря социальным сетям, признается Погожева.

— После «развода» с Tripster, все силы ушли на создание сайта — надо было привлечь новую аудиторию. В этом здорово помог Facebook. Для продвижения проекта Настя размещала рекламу на KudaGo и других городских порталах с мероприятиями, но именно Facebook оказался самым дешевым и эффективным способом оповещать людей о событиях.

Основательница Level One считает, что этому рынку есть куда расти. В будущем она планирует организовывать персональные курсы: «Это большая история на далекую перспективу».

Андрей Лобанов, основатель «Синхронизации»:

Рассказывать об искусстве на простом языке — очень важная задача, которую несколько лет назад почти никто не решал. Одними из первых был проект Tripster, где тогда работала Настя. Они запустили классный курс по развитию архитектурного зрения для людей, только начинающих знакомство с этим направлением искусства. Сейчас ситуация меняется, такие проекты, как Level One и «Синхронизация» создают рынок. По нашим оценкам в Москве каждый месяц проходит более 400-500 лекций по искусству, которые посещают десятки тысяч человек. В ноябре «Синхронизация» провела почти 60 мероприятий, которые посетили более 1300 слушателей (оборот 1 млн. рублей).

Мы с Настей обсуждали возможность работать вместе, но в итоге решили, что благодаря здоровой конкуренции общий эффект от «Синхронизации» и Level One будет сильнее, чем если бы это был общий проект. Бегун на соревнованиях прибегает быстрее, если кто-то бежит за ним, потому что ему есть на кого равняться. Так и мы. Приятно, когда рядом с тобой бежит сильный конкурент.